Зачем нужны знания?
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, проклят этот мир, и проклято все, что в нем, кроме поминания Всевышнего Аллаха и того, что близко к этому, кроме знающего и обучающегося» В другом хадисе, переданном от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано: «Получение знания является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки».
Благодаря милости Аллаха сегодня каждый мусульманин и мусульманка обладают возможностью расширить свои религиозные познания. Книги, радио, исламские передачи, аудиозаписи – знание в изобилии рвется к нам со всех каналов. Но для того, кто приложился к этому благостному источнику, важно задаться вопросом: для чего он это делает, зачем и как он хочет использовать эти знания. Этот самоотчет важен – чтобы благое дело не омрачалось низменными мотивами. И для того, чтобы понять, для чего нужны знания, я думаю, что сначала стоит определить, для чего они НЕ нужны.
1. Не нужны для почета. Есть такая пословица: «Герой, ученый и красавица везде найдут приют». Ученые в любом здравомыслящем обществе всегда пользуются высоким положением. Видя почтение и авторитет ученых, у человека может возникнуть желание добиться такого же отношения к себе, заиметь такие же привилегии. И для того чтобы добиться этого, он решает идти тем же путем – путем знаний.
Таким людям стоит задуматься – хотя внешне мое деяние правильное, будет ли доволен Всевышний моим намерением? В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что в Судный день приведут на суд к Всевышнему ученого, «который выучился, обучал других и читал Коран. Его приведут и перечислят данные ему блага Аллаха. Он их признает. Аллах спросит: «Как ты с ними поступил?» Он ответит: «Я набирался знаний, обучал людей и читал Коран ради Тебя». Аллах скажет: «Лжешь. Ты набирался знаний, чтобы тебя называли ученым, и читал Коран, чтобы тебя называли кари. И это было сказано». Затем отдадут распоряжение. Его поволокут лицом по земле и бросят в джаханнам» . То есть человека, отдавшего свою жизнь на знания - получение, обучение и распространение, отдадут огню Ада по той причине, что его благое деяние было построено на низменном намерении.
В качестве «мирского» примера о важности самоотчета можно привести случай известного богослова имама Аль-Газали. В возрасте 43 лет он был назначен главным учителем багдадского медресе «Ан-Низамия». У него обучалось триста человек. Он был почитаем и любим народом. За его знания, красноречие, благородство, богобоязненность. Но после четырех лет преподавания он оставил все, что имел, и покинул страну. Что случилось? Позже, рассказывая об этом случае, имам признался: «…Затем, понаблюдав за собой со стороны, я нашел свое положение опасным для меня, и что я очень привязался ко всему тому, что приобрел из благ земной жизни, и всему тому, что окружало меня.
Затем я, проследив за своими делами, заметил, что лучшее, чем я могу быть занят, - это преподавание и обучение. Но это были науки, не приносящие пользы на том свете и не столь важные для земной тленной жизни. Я вспомнил о своем намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения. И поэтому я решил выехать из Багдада, поскольку мысли о моем положении не давали мне покоя».
Через некоторое время Газали покинул Багдад, в котором его любили и халиф, и простые люди, взяв с собой только самое необходимое для себя и семьи, и занялся внутренним очищением от привязанности к мирскому и исправлением намерений.
И пример этого ученого, и слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являются для каждого ищущего знаний предупреждением – использование знаний как средства достижения мирской славы и почета опасно тем, что может ввести человека в Ад. Потому что, несмотря на внешнюю благость деяний, нельзя забывать о том, что Всевышний смотрит в сердце верующего, на его мотивы. Мирские блага же и уважение со стороны людей, проявляемые к ученым, на самом деле являются лишь сопутствующим симптомом, так сказать отростком знания, но не его стволом.
Продолжение следует…
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.