• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Заблуждения о Рамадане

Время чтения: 3 мин
7285

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

С началом священного месяца со всех углов духовного просвещения мы слышим о важности и особенностях этого времени. Ко всему сказанному и написанному хочется добавить кое-что из своих наблюдений с надеждой, что это поможет братьям и сестрам мусульманам расширить свое понимание Рамадана и улучшить религиозную и духовную практику.

Распространенное и наверно самое главное заблуждение относительно Рамадана – это то, что это месяц голодовки.

И тогда их поклонение ограничивается только этим. С другой стороны, нельзя обесценивать усердие людей, которые в течение десятка с лишним  часов, а то порой и 20 часов из 24, воздерживаются от пищи и питья. Особенно, если Рамадан выпадает на летние месяцы. Иные не преодолевают даже это испытание, несмотря на то что здоровье, возраст и условия им позволяют поститься.

Однако на этом не заканчивается практика Рамадана… От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступает месяц Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, а на шайтанов надеваются цепи». 

Не раз слышала вопрос:

«Если в Рамадан все шайтаны заковываются в цепи, почему мы продолжаем совершать плохие поступки?»

Да, сила влияния шайтанов на человека ослабляется, однако наедине с нами остается другой не менее серьезный враг – наш собственный нафс.

В начале ты можешь сделать дурное дело, прислушавшись к «совету шайтана». Однако если ты повторил это множество раз, то оно становится привычкой. Это как заведенная пластинка, которая даже после отключения электричества играет «на автомате».

Имам Аль-Куртуби сказал: «Если люди скажут: «Почему в Рамадан мы видим много грехов и зла? Ведь если бы шайтаны были закованы, то этого бы не происходило», ответ будет таким:

«Воистину, число шайтанов уменьшено лишь для того, кто соблюдает требования поста и его этикет.

Или же в Рамадан заковываются лишь некоторые шайтаны, а именно мятежные, но не все, как об этом говорится в некоторых передачах хадиса. Или же имеется ввиду уменьшения зла в нем, а это и в самом деле ощутимо по сравнению с друим временем. И для того, чтобы не было зла и не совершались грехи, недостаточно связать шайтанов, так как причиной зла могут быть и скверные души, и мерзкие обычаи, и шайтаны в человеческом обличии». Отказ от пищи только ослабляет склонность к грехам, но не стирает их полностью с сердца, если нет дополнительных усилий со стороны человека. 

Если мы надеемся, что будет поститься, а наши скверные черты характера и черные пятна на сердцах будут сами собой, каким-то волшебным образом стираться, мы ошибаемся. Пост должен быть сопряжен с активной духовной деятельностью: улучшение нрава, осознание ошибок и покаяние в грехах, прощение  других и снискание довольства Аллаха.

Рамадан – это открытый «душ» для очищения и обновления наших сердец. Например, для прощения старых обид, избавления от неприятных черт характера, сбрасывания со своей души балласта мирских привязанностей. В целом, Рамадан  - это возможность освобождения собственной души от мирского рабства.

Здесь стоит отметить еще один момент – это не должно быть временное освобождение, как себе это представляют некоторые мусульмане. Постившись днем, вечером возвращаются к соблазнам и искушениям. Как будто пост «сглаживает» их греховность и дает им право на «маленькие слабости». Нет, дорогие мои братья и сестры! 

Рамадан – это не перерыв между периодами грехов и заблуждения, а пост не заканчивается с заходом солнца.

Пост в Рамадане в широком смысле длится весь месяц, круглосуточно. То, что вы постились днем, не значит, что вы можете «с чистой совестью» грешить вечером. Рамадан – это переход: от привычки к плохим делам к делам хорошим, от плохого характера к благонравию, от обид и злобности к прощению и доброте, от печали и уныния к вере и силе духа.

В Рамадан Всевышний распахивает двери Своей милости, прощения, любви. Он облегчает нам возможность выйти из-под ига мирского и вернуться к истинному Господину – Господу миров. Однако пустого желудка недостаточно, чтобы въехать в этот благословенный дворец. Чтобы достичь его и быть принятым, мы обязаны подготовить в первую очередь свое сердце – открыть для самоотчета, омыть покаянием и украсить в одежды искренности и богобоязненности. Только тогда можно надеяться, что путешествие, начатое с грехов и страстей, завершится у ворот Райана.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle