Удовольствие и удовлетворение
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Богат не тот, кто в изобилии достатка своего,
Не устает от наслаждений в обладании его.
Богат душой лишь тот, кто милостью Творца,
Имеет клад, в котором нет порока для него»
Алишер Навои
Жизнь верующего часто воспринимается сторонним наблюдателем как безрадостное и скучное существование. «То нельзя, это нельзя – сплошные запреты», комментируют они с негодованием и сочувствием поведение правоверного. Непоследовательность и поверхность мышления не позволяет таким людям увидеть истинной радости жизни в покорности и любви к Всевышнему Аллаху. В то время как большинство губит свое здоровье, материальное, социальное, эмоциональное состояние ради нескольких минут удовольствий, верующие жертвуют ничтожной долей ради самого высокого, что может обрести человек – счастья мирского и счастья вечного, ради гармонии в душе и ради мира в сердце и с другими.
«Человеческое удовольствие сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться – это значит, получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – все потребляется и поглощается. Мир – это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы – сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся – и вечно разочарованные», писал знаменитый психолог и социолог Эрих Фромм. Действительно, мы стали обществом потребления, похоронив возможность создавать что-то новое. И если даже что-то новое и создается, то только для возможности развлечься и снова «употребить»: новые модели телефонов, планшеты, компьютеры, аттракционы, разноформатное кино и т.д. Мы получили доступ к самого разного вида удовольствиям, но потеряли нечто более важное – удовлетворенность…
Разница между удовольствием и удовлетворением
«Счастье не надо искать во внешних благах.
Лишь душа дает пристанище нашей судьбе»
Демокрит
Древние греки проводили границу между тем, что называется удовольствием, и тем, что является истинным счастьем. Счастье по-гречески - эвдеймония. Содержание этого греческого понятия аналогично современному понятию удовлетворенности жизнью, глубинным приятием судьбы, себя и обстоятельств. Эвдеймония связывалась с нравственностью, добрым нравом, совестью. Сократ говорил: «По мне, лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив; неправедный и злонамеренный – несчастлив всегда» Слово «эвдеймония» образовано от слова «демон». Греки верили, что у человека есть некий демон-хранитель. И согласно мнению Гераклита, «истинный демон человека обладает особым моральным характером». А Аристотель считал эвдеймонию неотъемлемой частью добрых дел.
К сожалению, современники, охотясь за удовольствиями, потеряли удовлетворение: у нас появилось множество средств для испытания чувственных наслаждений, а то, что приносит душевное удовлетворение, предается забвению. И стоит ли удивляться, что в таких условиях депрессия стала одолевать все большее количество людей и к тому же «помолодела». Ни химия, ни развлечения, ни разнообразная еда не могут компенсировать отсутствие «внутреннего движка» к личностному и духовному росту, который, возможно, и не всегда приятен, но дает человеку ощущение внутрнней обогащенности и довольства. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Богатство человека – не в изобилии мирских благ, истинное богатство – это богатство души».
Удовольствие – это то, что доставляет радость и кормит нафс. Это и перебор дозволенного (пища, сон, отдых и т.п.), и пользование запретным (прелюбодеяние, сплетни, алкоголь и т.п.).
Удовлетворение – это то, что доставляет радость «духовной фитре» человека: то, что делает сердце светлей, наполняет любовью и добром. Не всегда пути к душевному удовлетворению коротки, они требуют усилий, их нельзя купить или приобрести обманным путем.
Психологи говорят…
Социальный психолог Майкл Чиксенмихали провел исследование, чтобы выяснить, какие занятия приносят людям то самое духовное удовлетворение. Оказалось, что диапазон занятий, которые дают человеку ощущения счастья, просто огромен. Респонденты Чиксенмихали называли самые разные занятия: от медитации до мотозабегов, от танца до игры в шахматы. Однако исследователю удалось выделит общие черты, которые так или иначе присутствовали в каждом из этих занятий:
• Вызов ситуации: поставленная перед собой задач должна быть достаточно трудна и требовать мастерства.
• Сосредоточенность.
• Совершенная ясность цели.
• Немедленное ощущение обратной связи, отдачи.
• Полное погружение в работу, не требующее специальных усилий.
• Чувство контроля над ситуацией.
• Исчезновение восприятия себя.
• «Остановка времени».
В данном списке нет ничего, что доставляло бы человеку телесное удовольствие, однако в целом набор этих ощущений дает ему духовное удовлетворение и поднимает по лестнице личностного или профессионального роста. Это может быть даже тяжелой физической работой, но если человек делает ее сознательно, с удовольствием, то он может даже не чувствовать усталость.
Чиксентмихали пишет: «Удовольствие – мощный источник мотивации, однако оно не вызывает в нас внутренних перемен. Это сугубо консервативная сила, подталкивающая к удовлетворению сиюминутных потребностей, обеспечению комфорта и релаксации… Упоение (духовное удовлетворение), напротив, не всегда приятно, порой оно связано с сильным стрессом. Так, альпинист может чувствовать себя измученным, полуобмороженным, оказаться на краю бездонной пропасти, и все же он не променяет этого состояния ни на что другое. Потягивать коктейль, сидя под пальмой на берегу лазурного океана, конечно, было бы приятнее, но это удовольствие не идет ни в какое сравнение с той радостью, которую он испытывает на этом ледяном гребне».
Благородная цель
Одной из важных деталей занятия, приносящего духовное удовлетворение, является благородная цель. Чтобы человек испытал радость удовлетворения от своего дела, нужно, чтобы он понимал его высокую цель и значимость.
В контексте жизни верующего не может быть более высокой цели, чем стремление достичь довольства Всевышнего и делать что-либо во имя Него. Слово «бисмиЛлях1», сказанное в начале какого-либо дела искренне и с надеждой, что будет принято Создателем, является чуть ли не самой важной долей любого доброго, приносящего счастья дела.
Что приносит нам духовное удовлетворение?
Духовное удовлетворение приносят не только определенные поступки, но и внутренняя работа, преодоление препятствий нафса, победа над собой. Вспомните, какое счастье приносит человеку прощение обиды, которую он долгое время держал в себе. Или какую радость он чувствует, когда открывает для себя истину? Внешне, вроде бы, ничего и не изменилось, но сердце будто озаряется светом, и человек расцветает изнутри. Точно так же дурные мысли, плохие намерения, обиды и ненависть делают человека внутренне несчастным. Во внешних делах он может быть благополучным, но его душевное состояние таково, что не позволяет ему прочувствовать радость и милость своего положения. Поэтому духовное удовлетворение связано не только с делами рук, но и с делами сердца.
Истинное наслаждение душе доставляют прощение, благодарность, любовь, милосердие к себе и другим, вера во Всевышнего и поклонение ему (и телом, и сердцем), восхваление Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сочувствие к страждущим братьям и сестрам, добрые мысли и т.д.
Что касается поведения, то духовное удовлетворение приносит все, что зиждется на вышеперечисленном и то, что соответствует Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приближает к довольству Всевышнего.
Многие говорят: «Живем только раз, поэтому нужно попробовать все». А я люблю говорить, что человек живет только раз, поэтому он должен попробовать в ней не все, а только самое лучшее: веру, добро, любовь. И как ни странно, эти вещи имеют мало общего с телесными, чувственными удовольствиями, но крепко связаны с удовольствиями сердца, то есть духовным удовлетворением, которое и длится дольше, и отзывается в обоих мирах. Так кто сказал, что жизнь верующего скучна и безрадостна?
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.