Три мудрости испытаний
Испытания – это не только боль и страдания. Обратной стороной испытаний являются скрытые блага и постепенное осваивание жизненной мудрости. О скрытой стороне испытаний в Коране сказано:
«Аллах непременно узнает тех, кто уверовал, и непременно узнает лицемеров» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 11)
«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (сура «Мухаммад», аят 31)
«Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 179)
Итак, первое благо испытаний – это выявление намерений человека. Как говорил известный писатель, «Сущность человека проявляется в критических ситуациях». Это помогает человеку самому понять свою суть. И помогает отличить истинно верующего от лицемера, сильную веру от слабой, искренность от лжи, терпение от несдержанности, пораженное сердце от здорового, и тех, кто верен завету с Аллахом от тех, кто обманывает. Также это помогает отличить тех, кто служит Аллаху в тяготах и в радости, от тех, кто верен Ему только тогда, когда ему хорошо, комфортно.
Второе благо испытаний – это то, что при испытаниях растет и крепнет иман верующего. Тяготы всегда приближают верующего к Аллаху. Помогают взглянуть в лицо самым тяжелым ситуациям, потерям, и проявить терпение испытывая боль и страдание. И при этом верующий не впадает в отчаяние или слабость. Аллах сказал верующим: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 153)
Верующий убежден в том, что если он будет стоек и честен в период испытаний, то он получит гораздо большее вознаграждение и наставление на истинный путь. Когда же он испытывает нечто неприятное, он может осознать, что это было следствием его грехов и исправиться. Он обращается к Аллаху в поисках Его прощения и помощи. Испытание, будь то испытание добром или злом, является благом для раба Всевышнего. Так как он уверен, что несчастья – это испытание, которое воспитывает в нем терпение и силу, а блага – это испытание, которое воспитывает в нем смирение и благодарность. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим)
Третье благо испытаний – это то, что они являются предупреждением для тех, кто творит несправедливость и распространяет нечестие. В Коране сказано: «Мы уже погубили селения, которые были вокруг вас, и разъяснили знамения, чтобы они могли вернуться на прямой путь» (сура «аль Ахкаф», «Барханы», аят 27) Несчастья - это «обратная связь» от злодеяний, совершенных человеком. Это возможность вкусить немного от последствий своих поступков и тем самым осознать деструктивность своего поведения, намерений. В таком ключе это возможность, дарованная Всевышним Своему рабу, чтобы он понял свою неправоту и вернулся на истинный путь. Это не наказание, а возможность. И если человек не воспользуется ею, то может прогневить Аллаха еще больше и тогда Его наказание уже будет необратимо.
Таким образом, испытания, являясь пунктом проверки, служат также средством самопознания, осознания своих упущений и возможностью перемен к лучшему. И тогда получается, что даже в них даровано благо, за которое нам стоило бы быть благодарными Всевышнему, а не жаловаться и опускать руки…
Ася Гагиева