• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Стереотип: глупо, но удобно

Время чтения: 6 мин
7049

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Крошка сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо?»
И «что такое плохо?»

Стереотип – это греческое слово, сложенное из «стерео», что значит «твердый», и «типос» - «отпечаток». Стереотипы определяются по-разному, но  суть в том, что этим словом обозначается устоявшееся отношение к чему-либо. Стереотипы – это когда человек «что такое хорошо» и «что такое плохо» определяет не посредством достоверных знаний или собственных размышлений, а путем перенятия общественного мнения, традиционных взглядов, культурных устоев. Хотя они не всегда логичны и благоразумны.

Мне вспоминается одна история, которую наверно можно отнести и к причтам. Однажды муж заметил, что жена вместо того чтобы при готовке класть кусок мяса целиком в сковороду, отрезала от него маленький кусочек и откладывала в сторону. Муж поинтересовался, зачем она так поступает. На что жена ответила, что акт всегда готовила ее мама. Когда на следующий день теща приехала к ним в гости, зять спросил у нее из любопытства, в чем смысл приготовления мяса именно таким образом, откладывая какую-то часть в сторону. Теща ответила: «Так всегда делала моя мама». Когда семья собралась вместе, пригласив и бабушку жены, неугомонный муж спросил у мамы своей тещи, почему она готовила мясо таким образом. Бабушка ему ответила: «Когда я была молода, наша сковорода была слишком маленькой, чтобы в нее можно было положить мясо целиком. Поэтому мне приходилось отрезать кусочек от мякоти и класть в сковороду только то, что в нее помещается». Наверно, так и формируются многие стереотипы. Они справедливы и разумны в каких-то определенных ситуациях, но совершенно бесполезны для «широкого бездумного пользования». Как и в случае с этими тремя женщинами: разрезать мясо было целесообразно для первой, но было не вполне разумно для ее дочери и внучки.

Американский писатель, журналист, автор концепции об общественном мнении, выделил четыре свойства стереотипов:

1. Стереотипы всегда проще реальности. Стереотипами можно описать сложные явления посредством трех-четырех слов или предложений. Это подобно тому, чтобы прочитать краткое содержание или фильм, основанный на сюжете данного романа, чем прочитать его самому, вникая в подробности и переживая вместе с героями.

2. Стереотипы «передаются»: от СМИ, от родителей, через культуру и т.п. То есть человек не убеждается, что что-то является плохим или хорошим на своем опыте, а просто перенимает убеждения относительно явлений с чужих слов и опыта, без осмысления и критического анализа.

3. Стереотипы – ложны. Поскольку они приписывают людям какие-либо черты или качества только по той причине, что они принадлежат к какой-либо группе. «Все мусульмане террористы», «все девушки в хиджабах – потенциальные шахидки», «все мужики – козлы» и т.п.

4. Стереотипы живучи и убедительны. Даже встретив опровержение стереотипа, например, благородного мужчину или милосердную и заботливую мусульманку в хиджабе, человек будет считать, что это просто исключение из правила, но от самого стереотипа не откажется.

Какие выводы можно сделать из этого?

- стереотипы не позволяют нам видеть истины, опробовать ее во всех вкусах  и формах;

- стереотипы обедняют внутренний мир. Действительно, зачем изучать Ислам, если и так «понятно, что он учит терроризму и убивать других»? Как рассказывал один новообращенный австралиец, именно этот стереотип мешал ему долгое время отнестись к Исламу серьезно.

- стереотипы мешают принимать людей такими, какие они есть. Они мешают увидеть в человеке его настоящую сущность, а вместо этого «подсовывают» нам готовый его портрет, за которым мы, конечно, не увидим личности, а увидим только наше представление о нем. Это формирует и наши ожидания от людей.

- стереотипы ослепляют. Даже видя опровержение своих убеждений, мы считаем, что мы столкнулись всего лишь с исключением. Например, человек, считающий всех женщин глупыми, встретив умную и образованную женщину, решит, что она – просто не такая как остальные. «Но все остальные уж точно глупые!».

Как это соотносится с верой?

Искренность является одной из главных ценностей верующего. Что значит быть искренним. Это значит принимать мир, жизнь, людей себя в том объективном состоянии, в котором они существуют, в каком они созданы. А не через призму чужих представлений и чужого опыта. Жизнь многогранна и богата, она каждый день предстает в разных красках и запахах. Но для кого-то она выражается всего в одном слове и делится на два цвета: черный и белый.

Человек может оступиться и согрешить. Но затем также он может покаяться и исправиться. Но кто-то из его знакомых будет всегда видеть в нем только грешника. Судить о жизни и мире стереотипами так же глупо, как судить о человеке по одному его поступку.

Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек, чтобы спросить у него о грехе и благодеянии. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обладавший совершенным знанием и о том, и о другом, сказал:

«Спроси (об этом) своё сердце (, ибо) благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди(не раз) скажут тебе, (что ты поступил правильно)» [1].

Также в другом хадисе говорится: «Благочестие есть благонравие, а греховное - это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди» [2].

Вспоминаются слова имама ан-Навави, который сказал:

«Если ты получишь подарок от такого человека, большая часть имущества которого добыта запретным путем, и душа твоя станет колебаться (испытывая сомнения) относительно того, дозволено ли (принимать этот подарок), а муфтий даст тебе фетву о дозволенности употребления этого в пищу, то эта фетва не устранит сомнений. То же самое относится и к такому случаю, когда женщина сообщит человеку о том, что он является молочным братом такой-то девушки. При этом даже если муфтий вынесет решение о дозволенности брака с ней, это решение не устранит сомнений, а поэтому следует придерживаться благочестия, невзирая на советы, которые будут давать человеку люди».

Если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил даже в таком важном деле, как определение греха и дозволенного, опираться на свои чувства, ощущения, то есть быть самостоятельным и опираться на свои переживания, то почему человек лишает себя самостоятельности мышления и чувств в мирском? Ведь стереотипы – это как раз тот случай, когда человек отказывается от самостоятельности, ответственности и ведет себя стадным образом. Человек ограничивает свой опыт, лишает себя возможности открытий, иными словами просто обедняет себе жизнь.

Стереотипы – это набор ограниченных понятий, оценок, убеждений. Это некая карта, на которой нарисовано наше видение мира. Но как звучит  один из первых постулатов «карта не есть территория». Мир и жизнь – это не набор понятий и убеждений, это то, к чему нужно подходить каждый раз по-новому, творчески, с открытой душой и свободным от стереотипов  и ограничивающих убеждений сознанием. Мыслить и жить стереотипами вместо того чтобы быть честным и искренним с реальностью, подобно тому, чтобы вдыхать аромат искусственных цветов, питаться ГМО-продуктами, общаться с роботами и любить вымышленных героев. И если проанализировать, то именно это и происходит в сознании, полном стереотипов: человек ходит пальцами по глобусу, вместо того, чтобы приземлиться и путешествовать по настоящей территории. Скажут, это экономит время и средства. Но для чего? Для новых стереотипов?

[1] Имам Ахмад, Ад-Дарими

[2] Муслим

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle