Слова, которые являются щитом зания
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Один мудрец сказал: «Знание имеет три ступени. Постигнув первую, человек становится высокомерным. Постигнув вторую, он становится скромным. А достигнув третьей, он понимает, что ничего не знает».
Осознание границ своего знания является не менее важным пунктом в постижении знаний. Слова «я не знаю» не были чужды даже ученым. И это только увеличивает доверие и уважение к ним. Не потому что они не знали чего-то (человек не может знать всего, постичь все стороны наук и знания), но потому что они были честны и искренни с собой и с другими, и не вводили в заблуждение, будучи ведомыми тщеславием.
Малик, один из величайших ученых исламской истории, говорил: «Слова «Я не знаю» являются щитом ученого. Если он потеряет их, он будет смертельно ранен». Малик был скромен и богобоязнен. Когда дело касалось вопросов религии, он не говорил того, чего не знал. Так, Хейсам ибн Джамиль рассказал: «Однажды я услышал, как имаму Малику задали сорок восемь вопросов. На тридцать два из них он ответил словами «Я не знаю». А на остальные шестнадцать сказал то, что ему было известно».
Ибн Абд аль-Барр, один из выдающихся правоведов, передал, что сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу аль-Дарда, да будет доволен им Аллах, говорил: «Слова «я не знаю» являются половиной знания».
Когда одного из исламских ученых, имамов, спрашивали о чем-либо, и он отвечал «я не знаю», люди удивлялись: «Но что мы скажем людям, когда вернемся в свой город?» И имам отвечал: «Скажете, что я сказал «не знаю».
Халид ибн Кидаш сказал: «Однажды я задал имаму Малику сорок вопросов. И он ответил только на пять из них».
Несмотря на это, эти ученые оставили богатое наследие для всей исламской уммы. Их студенты стали выдающимися учеными в различных областях исламского (и не только) знания. Это также касается имамов четырех богословских школ. Все они были преданными истине, искателями знаний. Они беспокоились о том, чтобы говорить только то, в чем твердо уверены, что имеет доказательства и их главным опасением было опасение не за свою репутацию, а за соблюдение границ, установленных Аллахом.
Их поведение является примером для современных мусульман. Потому как помимо знания и трудов, оставленных ими, они показали и пример благого нрава, одним из проявлений которого является скромность и честность. Они признавали ограниченность своих познаний и то, что они могут ошибиться. Рассказывают, что однажды имам Малик, стоя в мечети Пророка и указывая на то место, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, похоронен, сказал: «Доводы любого человека могут быть приняты или отвергнуты за исключением того, кто в этой могиле».
Ключ к словам «я не знаю» лежит через смирение – осознание ограниченности своего знания, признание, что можно ошибиться, быть неправым, слабым. Если человек ищет знаний для славы и похвалы, то ему трудно будет признать свои слабости. Но если кто-то ищет знания для довольства Аллаха, то ему это дастся легко. Потому что почтение и страх перед Всевышним остановят его от предположений и «пространных речей».
Другой ученый, имам аш-Шафии говорил: «Я никогда не дискутировал с кем-либо, надеясь, что он совершит ошибку». В другой раз он сказал: «Я хотел бы, чтобы люди получали знания из этих книг, не приписывая их мне».
Величайшие ученые понимали человеческую натуру и человеческие слабости. Потому что люди часто используют знания для самоутверждения, для достижения статуса, влияния, особенно когда речь идет о спорных вопросах. Один из великих имамов сказал: «Я никогда не дискутировал с кем-либо без надежды, что мой оппонент имеет поддержку Аллаха и поддержан истиной. Я никогда не беспокоился о том, через кого из нас Аллах откроет истину – через меня или через него (оппонента)».
Эти слова должны быть путеводителями каждого ищущего. Потому что главная цель знания – не самоутверждение, не слава, не почет и возвышение, а истина. И нет разницы в этом, через кого она будет открыта. Потому что всякая истина от Аллаха, и когда она открывается нам, наша главная задача – склониться перед Ним и последовать Его призыву. И это единственно достойный триумф, который человек может одержать в поиске знаний и в дискуссиях. Доказательство тому – величайшие имамы нашей уммы, которые не «брезговали» словами «я не знаю», но при этом оставили богатое наследие в области исламских наук и богословского знания.
Ася Гагиева