«Шепот шайтана», или как мы оправдываем свои грехи...
Никто не защищен от совершения греха. Как сказано в хадисе, все сыны Адама (то есть все люди) ошибаются, но лучшие из ошибающихся – кающиеся. Однако не всегда «ошибающийся» признает свою ошибку и открывает себе путь к исправлению совершенного. Есть некоторые «оправдания», в рамках которых они считают свой проступок законным, несмотря на ясный запрет совершать его.
Мы не будем перечислять здесь всех запретов, но можно указать на некоторые из отговорок, по причине которых люди не просто нарушают границы (запреты Всевышнего, права других и т.д.), но и не признают их недозволенными.
* «Если бы это не сделал я, то это сделал бы кто-то другой…»
Так они пытаются объяснить, что со злом бессмысленно бороться, зло невозможно победить, что всегда будут те, кто творит его и поддерживает. Можно согласиться с последним. Борьба добра и зла не регламентирована временем. Но… Стоит напомнить таким людям, что перед Творцом в данном контексте важно не то, что всегда будут те, кто нарушает границы дозволенного, а степень личного участия каждого в этой борьбе.
То, что делают другие, это их ответственность. Но у каждого будет спрошено только за то, что совершал он. Ведь Всевышний говорит нам:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 2).
Если в несправедливости и преступлениях нельзя помогать другим, то делать это за кого-то другого – запрещено вдвойне:
«Ни одна душа не понесет чужого бремени, и если обремененная душа взмолится о том, чтобы ей помогли понести ее ношу, ничто не будет взято из нее, даже если просящий окажется близким родственником» (сура «Фатыр», «Творец», аят 18).
* «Таковы условия», «меня спровоцировали», «нельзя было не сделать»…
В данном случае человек перекидывает ответственность за совершенное им злодеяние на кого-то другого или на обстоятельства. Ситуация представляется так, будто не было выбора или он зависел от кого-то другого. Всевышний каждому дает выбор.
Есть определенные погрешности, на которые можно прийти в критических ситуациях, например, съесть свинину, чтобы не умереть от голода, приукрасить действительность, чтобы помирить людей и др. Но это небольшой список ситуаций. Остальные – зависят от человека. И как бы он не оправдывался, ответственность за злодеяние лежит на нем в меру его участия.
Ни отношение других, ни давление обстоятельств не должны отталкивать человека от признания своего проступка и взятия ответственности за него на себя. Противоречия или вражда с кем-либо также не является оправданием для совершения несправедливости. Как сказано в Коране:
«Пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 2);
«Пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 8).
* «Назад пути нет», «меня никогда не простят»…
Никогда не поздно обратиться к Всевышнему с покаянием и отвернуться от грехов. Может быть тяжелей и уже казаться не таким важным (так как привычка в грехам приучает сердце к черствости), но врата милости Всевышнего открыты для кающихся.
Всевышний говорит в нескольких аятах о Своем прощении, о том, что кающиеся могут вернуться под довольство Всевышнего, осознав свои ошибки, сожалея о них:
«Воистину, твой Господь прощает людей, несмотря на их несправедливость» (сура «ар-Раад», «Гром», аят 6);
«Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах. И если вы будете праведниками, то ведь Он прощает тех, кто обращается к Нему с раскаянием» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 25).
Всевышний не просто говорит о том, что Он прощает раскаявшихся, но и призывает донести, чтобы люди не отчаивались по причине многочисленности их грехов:
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (сура «аз-Зумар», «Толпы», аят 53).
Совершение греха иногда побуждает человека клеймить себе как безнадежного грешника, чуть ли не проклятого Творцом, что может стать препятствием для его исправления и возвращения к Творцу.
Он может просто потерять веру, что его грехи могут быть прощены, что он достоин прощения. Но для Всемогущего и Милостивого Творца нет ничего невозможного, потому как «стоит Ему сказать: «Будь!» - как это сбывается» (сура «Марьям», аят 35).
Поэтому факт совершения или вопрос количества и тяжести грехов не должен становиться оправданием для продолжения – всегда есть возможность раскаяться и быть прощенным. Как гласят слова, приписываемые Умару ибн аль-Хаттабу: «Иногда люди с худшим прошлым строят лучшее будущее».
Ася Гагиева