• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Самые важные отношения или с чего начинать укрепление имана?

Время чтения: 4 мин
12851

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Порой, задавшись целью улучшить свою веру, мы попадаем в сети ограниченных убеждений. Мы, например, считаем, что улучшить веру – значит улучшить религиозную практику. С этим можно согласиться, но это не полное представление. Потому что религиозная практика (дела) – это лишь часть имана. Так же, как слова и убеждения. И некоторые, начав такую работу над собой, удивляются, почему они не испытывают трепета или сладости поклонения. А, может, мы просто не с того начинаем?..

Если бы у меня спросили, с чего начать укрепление имана, я бы ответила «с отношений между тобой и Всевышним». С признания того, что нет Бога, кроме Него, нет мощи и силы ни у кого кроме Него, с того чтобы признать Его атрибуты, сифаты, научиться полагаться на Него и доверять Ему, а также быть благодарным Ему. Потому что отношения со Всевышним – это самые важные, определяющие отношения в жизни каждого человека. И, как ни странно, это те отношения, которым большинство людей уделяет меньше всего внимания. Даже из числа поклоняющихся…

В широком смысле укрепить иман для меня лично значит укрепить связь между тобой и Аллахом. Но это происходит не тогда, когда ты просто совершаешь определенные акты поклонения, будь то большое число намазов или соблюдение дополнительных постов, при этом не меняя своих мыслей, чувств, отношения к Аллаху. Укрепить иман – это когда улучшению твоей религиозной практики сопутствует, скажем так, личностный рост или духовное преображение. Когда ты чувствуешь, что сам становишься лучше, что твое сердце смягчается, мысли меняются и проходит стеснение в груди.

Этот момент важен, потому что некоторые под укреплением веры подразумевают только религиозную активность, упуская из виду другие стороны своей жизни, своей личности. Но достоверные предания показывают, что совершение внешних благих дел без должных внутренних перемен не защищает человека от гнева Всевышнего.

Вспомним, например, один из хадисов, переданных Абу Хурейрой, да будет доволен им Аллах. Согласно нему однажды у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «О Посланник Аллаха! Есть женщина, которая много молится, дает милостыню и держит много постов, но она вредит соседям своими словами (оскорбляя их)» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Она попадет в Ад». (Ахмад). Или как сказано в другом хадисе: «Сколько постящихся, пост которых не несет ничего, кроме голода. Сколько поклоняющихся, поклонения которых не несут ничего, кроме усталости и недосыпания» (Ибн Маджа, Хаким).

Таким образом, для человека, желающего укрепить свою веру, недостаточно совершения благих дел, нужно начинать с главного – с сердца. Потому что согласно хадисам именно сердце – место веры. «Тот, в чьем сердце есть хотя бы мельчайшая частица веры, выйдет из Огня» (Бухари).

Улучшение веры в первую очередь связано с улучшением отношения к Тому, ради Которого все это делается – к Аллаху. Как мудро сказано: «Поставь Аллаха на первое место, и тогда все остальное встанет на свои места». Только когда человек решит для себя, что самые главные отношения в его жизни – это его отношения с Аллахом, Который нас сотворил и к Которому предстоит прибытие каждого из нас, он перестанет использовать религию для мирских выгод, для того, чтобы произвести впечатление на других.

Он освободится от желания показухи, «религиозного достигательства» («я прочитал Коран столько-то раз» или «совершил столько-то молитв за ночь» и т.п.) и т.д.. Все эти мирские «выгоды» станут незначительными, второстепенными. Поклонение, скрытое от глаз людей, станет слаще поклонения на людях. Мысли о Всевышнем не будут меняться в зависимости от того, где находится человек. Он ощутит сладость поклонения и он поймет – праведниками, которые совершали «чудеса поклонения» руководила не столько сила воли, сколько любовь к Аллаху. Их поклонение шло не от головы («так надо», «так правильно»), а от сердца, в котором главное место было отдано Всевышнему.

Улучшение веры может начинаться с дел, например, с чтения дуа или с благих дел, но иман все-таки добывается сердцем, а не телом. Тело лишь служит помощником сердцу. Поэтому, если мы хотим достичь своей цели, нужно начинать с самого корня – с намерений. Укрепить иман – это не столько про то, чтобы больше молиться или больше поститься, сколько про то, чтобы измениться в целом – изменить свое отношение к Аллаху! Тогда молитвы станут в радость, характер – лучше, отношения – легче, терпение – дольше и т.д. Но возможно не сразу.

Потому что это очень глубокая, личная и долгая работа каждого над собой. Где будет необходимо пройти через некоторые испытания, чтобы удостовериться в искренности и стойкости своих намерений. И эти перемены происходят не во внешнем мире, а глубоко внутри, между сердцем человека и Всевышним. И здесь не нужны посредники. Потому что «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (сура «Каф», аят 16).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle