Принцип самоконтроля в исламе
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Всевышний наделил каждого человека свободой воли. Каждый из нас имеет право выбора между верой и неверием, между служением Всевышнему и непослушанием и следовательно эти выборы определяют, что мы приобретаем в конце – вознаграждение или наказание. Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Благословен Тот, в Чьей руке власть, Кто способен на всякую вещь,
Кто сотворил жизнь и смерть, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (сура «аль Мульк», «Власть», аяты 1-2).
Каждый день мы сталкиваемся с вызовами и испытаниями жизни, и каждый верующий знает об их неизбежности. Но Всевышний посылает их не для того, чтобы сбить человека с пути, а наоборот – чтобы он укрепился на нем, чтобы он еще больше привязался к истине:
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 3).
Мы можем использовать свои блага и возможности для совершения блага или наоборот – для совершения зла. В этом мире мы свободны в своих решениях. И что может остановить человека от неправильного выбора – это самоконтроль.
Самоконтроль – это то, чего не достает в современном мире. Многие психологи и исследователи приходят к выводу, что недостаток самоконтроля обусловлен зацикленностью развивающихся обществ на самоутверждении. Одна из таких - психолог Джейн Твендж. Она утверждает, что идея самоуверенности (любовь к себе, вера в себя) стала в сознании многих «ключом к успеху». «И эта концепция настолько же распространена и укоренена, насколько она неверна». Профессор университета Флориды Рой Бомейстер, на протяжении многих лет изучающий «противостояние» самоутверждения и самоконтроля, предполагает, что первое на самом деле не ведет к успеху: «Самоконтроль – более эффективный инструмент и более мощная поддержка на пути достижения личного успеха».
Самоконтроль – это также качество, которое высоко ценится в Исламе. Это оружие в руках мусульманина на поле его большого джихада. Благодаря ему мы контролируем свои импульсы, деструктивные проявления эмоций, разрушающие нас желания. Мы опускаем взор, сдерживаем свои слова и поступки в гневе, размышляем прежде чем совершить поступок или сказать слово. Наша религиозная практика также требует от нас самоконтроля, дисциплины. К примеру, необходимость своевременного совершения пяти намазов. Или обязанность держать пост в течение месяца Рамадан. Религиозная практика учит нас самоконтролю, учит нас быть хозяевами своих желаний и импульсов. А это, в свою очередь, расширяет наши возможности на пути к счастью – ведь кто имеет больше шансов двигаться туда, куда пожелает: ведомый импульсами или управляющий ими?
«… они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (сура «аль Касас», «Рассказ», аят 50).
Ислам призывает верующих следовать пути успеха, который заключается в довольстве Всевышнего и в награде от Него в мирской и вечной жизни. Но этот успех будет труднодостижим без самоконтроля. Ведь как говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Рай окружён трудностями, а ад окружён соблазнами» (Бухари, Муслим).
Это не призыв к тому, чтобы жить несчастной мирской жизнью в ожидании вечного блаженства. Самоконтроль в данном случае правильней понимать как умение отложить немедленное удовлетворение своих желаний в пользу большего блага.
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (сура «ан-Назият», «Исторгающие», аяты 40-41).
Около 50 лет назад психологи Стэнфордского университета провели эксперимент, который иногда называют «зефирным». Детям в возрасте 5-6 лет дали по одной зефирке и поставили перед выбором: они могут съесть эту зефирку сразу или же могут подождать до конца эксперимента и получить еще одну, и тогда у них будут уже две зефирки.
Позже, когда эти дети были обследованы в подростковом возрасте, обнаружилось, что те дети, которые отложили зефиры, в школе достигли больших успехов. Педагоги и родители описывали этих детей как умеющих планировать, справляться со стрессом, концентрироваться и проявляющих самообладание в трудных ситуациях. Позже исследователи встретились с ними в возрасте 40 лет. И те, кто смогли «дотерпеть» до конца эксперимента, все также достигли больших высот на жизненном поприще: на работе, в семье, карьере, учебе.
Самоконтроль – это не только способность отложить удовольствие. Но и способность оказывать сопротивление сиюминутным импульсам, желаниям. Это помогает принимать разумные «холодные» решения и не поддаваться позывам, за которые потом придется сожалеть и стыдиться.
Ася Гагиева