Правда ли, что Пророк (ﷺ) порицал крайности даже в благом?
«Традиционный» взгляд на вещи учит нас, что разница между добром и злом ясна, и что первое может приводить только к благу, а второе – только к вреду. Между тем, в жизни мало такого, что однозначно можно отнести только к первому или ко второму и при этом быть уверенным в последствиях.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на важный аспект, который может упускаться из виду многими людьми и приводить не только к неожиданным, но даже к противоположным последствиям.
Передают со слов ан-Нуъманa бин Башира (да будет доволен им Аллах) что Пророк (мир ему) сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищается (от него) ради своей религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, (придёт и к совершению) запретного подобно тому пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там.
Поистине, у каждого владыки есть (своё) заповедное место и, поистине, заповедным местом Аллаха является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце» (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Мир настолько усложнился, что, кажется, категория «сомнительного» занимает гораздо больше пространства выборов, и невозможно вывести одно решение для всех ситуаций. Не потому ли в конце хадиса упомянуто сердце, которое исходя из ведомых только самому человеку, стоящему перед выбором, подсказывает ему наилучшее решение?
Признания людей, попавших в сети экстремизма и радикализма, показывают, что никто не выходит на тропу заблуждения и причинения вреда другим со злым умыслом. Почти все преступники и экстремисты уверены: то, что они делают, и то, за чем они следуют, является однозначным благом, а они являются спасателями заблудших душ, которые даже не осознают глубины своего падения.
Нужно ли изобретать какие-то новые стратегии в работе с верующими, чтобы обезопасить их от опрометчивых шагов и решений, которыми они навредят себе и другим? Вряд ли. Если мы внимательно вчитаемся в предания праведников и коранические послания, мы увидим, что противоядие от экстремизма уже есть – мера и принятие неоднозначности.
Как определены мусульмане в Коране?
«[О мусульмане!] И также Мы сделали вас умеренной общиной, чтобы вы стали свидетелями для всего человечества, а Посланник бы свидетельствовал о вас самих» (сура «аль Бакара», аят 143).
Крайность делает даже из добродетели зло. К примеру, щедрость в целом считается чем-то хорошим, а скупость – плохим. Но Всевышний Аллах, призывая к соблюдению меры, говорит:
«И не приковывай руку к шее [будучи скупым](380), но и не раскрывай ее широко [будучи расточительным], иначе столкнешься с порицанием [в первом случае, а во втором] будешь сожалеть [лишившись имущества]» (сура «аль Исра», аят 29).
Равный ответ на зло предостерегает от ответного зла, но в Коране говорится:
«И воздаяние за зло – подобное же зло. Но кто простит [притеснителя] и исправит [положение дел], того Аллах наградит. Поистине, Он не любит злодеев» (сура «аш Шура», аят 40).
Как говорил М. Ганди: «Принцип «око за око» ведет в мир слепых». Коран призывает к прощению и тут же предупреждает тех, кто не знает середины и преступает границы. Как говорится в толковании:
«Прощение и примирение допустимы только тогда, когда они пойдут на пользу провинившемуся. Если же провинившийся не заслуживает прощения и целесообразно наказать его за его проступок, то шариат не призывает потерпевшего прощать обидчика. (…) Воистину, излишество - это несправедливость».
Пророк (мир ему) порицал крайности даже в благом. От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!» (ан-Насаи).
Любое доброе дело, которое диктуется благими намерениями и внешне выглядит как благое, может в конце концов оказаться вредоносным. Например, если постоянно помогать людям в том, что они могут сделать сами, - это побуждает их к лени и безответственности.
Если постоянно прощать, то это побуждает к беззаконию и преступности. Если все время игнорировать свои желания и угождать другим, это приводит к депрессии. Если думать только о себе – к эгоцентризму. Если думать, что зло и добро раз и навсегда четко зафиксированы, не удивительно, что благие устремления приводят к сокрушительным последствиям. Не удивительно, что люди начинают воевать во имя мира, убивать во имя добра и уничтожать во имя веры.
Очевидно, что сегодня, равно как и всегда, добро и зло не так очевидно. Жажда простых ответов на сложные вопросы и добродетель без границ при всей их внешней невинности все же продолжают быть главными спутниками тех, кто «на стороне добра продолжает служить злу». И быть нравственным в этих условиях – значит уметь балансировать, принимать во внимание разные стороны ситуации, быть чутким, сознательным и признавать, что мир – не черно-белый, а люди не делятся только на грешников и праведников.
Ася Гагиева