Портрет человека в исламе: между совершенством и ничтожеством
В английском языке есть такое высказывание «The truth will make you free», что переводится как «правда (с)делает тебя свободным». Но мне кажется, что правда, а вернее, признание ее, еще делает нас и смиренными. Какая именно правда? Наверно, в первую очередь, правда, касающаяся нас самих. Когда глубоко внутри мы уверены в своем совершенстве, вершины которого стремимся достичь или убеждены в возможности ее достижения, эта вера побуждает нас к самодовольству и высокомерию. Если понимать под высокомерием – возвышение одного над другим, то вера в возможность собственного совершенства автоматически делает нас высокомерными, потому что заставляет нас превозноситься над нашими врожденными особенностями или, как мы любим говорить, недостатками. О каких особенностях идет речь? Всевышний Аллах в Коране раскрыл нам некоторые из них.
Нетерпеливость:
«Воистину, человек создан нетерпеливым. (сура «аль Мааридж», «Ступени», аят 19)
Неблагодарность и несправедливость:
«Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Бога, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен». (сура «Ибрахим», аят 34)
Слабость:
«Бог желает вам облегчения, ведь человек создан слабым». (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 28)
Препирательство:
«Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи, но человек больше всего склонен препираться». (сура «аль Кахф», «Пещера», аят 54)
Скупость:
«Скажи: «Если бы вы владели сокровищницами милости моего Господа, то все равно скупились бы из страха обеднеть, ибо человек скуп». (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 100)
Таким образом, с самого рождения нам сопутствуют черты, которые вряд ли можно назвать признаками совершенства. А значит, иллюзорную мечту когда-нибудь оказаться совершенным, идеальным, безупречным, можно уже откладывать в сторону и оплакать, как нечто непостижимое. И то действие должно коснуться не практики, а только убеждений – чтобы мы приняли свои слабости и признали их. Но вместе с тем не забывали о доверии и миссии, предначертанной нам Всевышним, среди которых то, что:
Всевышний оказал почет человеку:
«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями". (сура «аль–Исра», «Ночной перенос», аят 70)
Назвал Своим наместником на земле:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 30)
От Аиши, да будет доволен ею Аллах, также передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» (хабусат нафси), — но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания». (Муслим)
Таким образом, с одной стороны, человек «наделен» от рождения качествами, далекими от совершенства, а с другой – он возвышен Всевышним, будучи признанным наместником, наделенным властью и превосходящим остальные творения Всевышнего. Признание этих двух противоречивых сторон нашего Я «выравнивает» самооценку на середине между высокомерием и самоуничижением. Тогда нам не нужно ни возвышать самих себя, ни искусственно занижать свое достоинство, потому и то, и другое будет обесцениванием какой-либо из своих частей. А принятие своих противоположностей в конечном итоге приводит к тому, что в одном из хадисов названо сладостью веры – к смирению. И это, наверно, можно назвать одним из главных признаков адекватной самооценки.
Ася Гагиева