Покой сердца – в уповании на Творца
Каждый человек ищет покоя и безопасности, как от внешних вредителей окружающего мира, так и от внутренних «демонов нафса», сражающихся за контроль над сознанием человека. Один раздирается между внутренними конфликтами «хочу», «могу», и «надо», другой – между «казаться» и «быть», а третий – между «быть» и «иметь». Для кого-то на верхних ступеньках ценностей влияние и имущество, у другого – отношения и профессия, у третьего – семья и религия. Возможно, в обрядах и книгах мы не всегда находим ответы на все эти вопросы, однако Ислам дает нам нечто, что ослабляет внутреннюю напряженность и приводит сердце к покою и умиротворению.
Всевышний Аллах в Коране и через Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал Свои творения к упованию на Него как к средству, освобождающему человека от хлопот и беспокойств. Так, в аятах Корана об уповании говорится:
«Скажи о, Пророк: «Не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах. Он — наш покровитель!» И пусть только на Аллаха полагаются верующие во всех своих делах, твёрдо надеются на Его помощь и поддержку» (сура «ат-Тауба», «Покаяние», аят 51)
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет уделом оттуда, откуда он даже и не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (сура «ат-Таляк», «Развод», аяты 2-3)
«Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 159)
«Пусть же на Аллаха уповают верующие!» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 122)
Также и в хадисах не раз подчеркивается польза упования для мирских дел верующего. В хадисе, переданном от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными» (Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи)
Как сказал об этом хадисе ибн Раджаб аль-Ханбали: «Этот хадис – основа в уповании. Упование же относится к тем средствам, благодаря которым обретается удел».
Но облегчает ли упование только имущественные вопросы для верующего? Влияет ли упование на душевное состояние? Практика и наблюдения показывают, что да. Упование на Творца дает человеку силы и спокойствие, при которых многие вопросы теряют свою остроту, но приобретают решение и выбор. Доверие и надежда на Всевышнего обратно пропорциональны степени беспокойства и тревожности. Как говорит один из исследователей в этой области:
«Глубоко религиозным людям удается избежать этой борьбы (между разумом и сердцем) благодаря вере в Бога. Если человек верит, что его жизнь находится в руках Бога, и то, что с ним происходит, является исполнением божьей воли, он не должен бороться. Он может не быть счастливым, но, отбрасывая саму мысль, что он сумеет контролировать жизнь и природу, он хотя бы немного познает спокойствие ума.
Отбросив попытки контроля посредством эго, человек может отдаться радостному течению жизни и ощущений в теле. Для народа, культура которого опирается на достижения разума, религия, требующая приглушения голоса эго, действует как противоядие на нарциссизм, скрывающийся в культуре».
Многие наши беспокойства порождаются стремлением все взять в свои руки и контролировать даже то, что не поддается контролю. Мы стремимся взять власть и распорядиться всем, чего касается наш внутренний взор – даже свое сердце. Хотя из опыта мы понимаем, что это – то, что не подвластно воле. Ведь даже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о том, что сердце – находится меж двух пальцев Милостивого и Он поворачивает Его как пожелает.
Религиозный человек осознает свою несостоятельность как возвышающегося над всем контролера и потому отдает свою судьбу, удел и сердце в руки Творца. Это не значит, что он пассивно ждет удела с неба и изменений без своего участия, а значит лишь, что при необходимом усердии и труде он все же отдается на волю течения жизни, другими словами – мудрости и всеведении Аллаха, Который заботится о Своих творениях наилучшим образом. Как говорил один из ученых:
«Если бы Аллах приподнял завесу для Своего раба и показал ему, как Он управляет его делами, и как Аллах больше заинтересован в пользу раба, чем он сам, его сердце растаяло бы из-за любви к Аллаху и разорвалось бы на части из-за благодарности к Нему».
Однако познают эту усладу и успокоение только те верующие, которые верят в мудрость, заботу и доброту Аллаха к ним больше, чем в обстоятельства и мирские декорации.
Ася Гагиева