• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Печаль Пророка (мир ему)

Время чтения: 3 мин
11067

Обычно с религиозной точки зрения печаль и гнев являются «нежелательными» эмоциями. Но это не значит, что для того чтобы быть праведными или благочестивыми, мы должны подавлять и контролировать все свои чувства. Пророки, мир им, являющиеся образцом для нас, были такими же людьми, как мы. Им тоже были присущи человеческие эмоции. Но как они их проявляли? Где середина между подавлением и чрезмерностью в выражении. Поучительна для понимания этого вопроса история, произошедшая с Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и одной из потерь, случившейся в его жизни…

В десятом году хиджры маленький Ибрахим, сын Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который был в возрасте полутора года, заболел. В то время как Ислам распространялся на весь полуостров, количество мусульман постоянно росло, а число неприятностей, связанных с распространением Ислама, уменьшалось, Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришлось видеть, как страдает и медленно умирает его единственный сын. Он каждый день посещал его и проводил с ним по несколько часов.

В тот момент, когда ребенок испустил дух, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял его на руки, прижал к груди, и слезы потекли из его глаз – так глубоко и больно его ранила смерть сына.

Абдур-Рахман ибн Ауф, его верный сподвижник, был удивлен таким проявлением горечи, потому что ему казалось, что слезы из-за потери в Исламе запрещены. Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил: «Я запрещал кричать и вопить, как две группы глупых грешников, которые в горе царапают свои лица, рвут свою одежду и испускают сатанинские стоны» (Тирмизи). И другие его слова относительно плача из-за потери: ««Эта милость, которую Господь вложил в сердца своих рабов. И Господь смилостивится только над своими милостивыми рабами» (Бухари).

Во времена испытаний

В тяжелые периоды жизни доброта, милосердие и сочувствие, которые люди оказывают друг другу, приближают их к Милостивому Творцу. Через эти чувства Всевышний становится ближе к Своим рабам, проявляя к ним то отношение, которое они проявляют по отношению к своим братьям и сестрам и людям вообще.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был глубоко ранен смертью сына, он не стал подавлять своих чувств, но при этом сохранял достоинство и сознательность. Он сказал: «Глаза плачут, и сердце печалится, но мы говорим только то, что вызывает довольство нашего Господа. Воистину, мы скорбим из-за разлуки с тобой, о Ибрахим» (Бухари).

Этой потерей снова были испытаны его твердость и человечность. Он пережил столько потерь, включая потери его сподвижников, его жены Хадиджы, да будет доволен ею Аллах, троих его дочерей и троих сыновей.

Его жизнь была  наполнена слезами, но он все равно оставался мягкосердечным и в то же время твердым в отношении своей миссии. Это то сочетание черт, которое угодно Всевышнему.

Казалось бы, наконец, Ислам беспрепятственно стал распространяться, настало время успокоения и умиротворения, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил через очередное личное испытание. Смерть его сына, заупокойную молитву по которому возглавил он сам…

Спустя несколько часов после погребения, произошло затмение солнца. Мусульмане тут же связали это со смертью сына Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и увидели в этом нечто вроде знамения, послание Всевышнего Своему любимцу. Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приостановил эти разговоры, твердо сказав: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей». Так он напомнил своим сподвижникам о порядке вещей и осторожности в том, чтобы спешно связывать их друг с другом, впадая тем самым в суеверие и ложные толкования. Это был также и призыв к сдержанности и смирению: человек должен учиться проживать потери, не теряя благоразумия, не впадая  в крайности.

Такой пример нам показал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, - в сложные моменты не впадая в чрезмерность проявления и не теряя связи ни со своим сердцем, ни с окружающей реальностью.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle