• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Отношение к мирскому

Время чтения: 4 мин
2762

 


Будь в этом мире словно гость или чужестранец.

Пророк Мухаммад (ﷺ)

            Каждому верующему важно определиться с отношением к мирскому. Потому что это в свою очередь определяет его позицию во многих вопросах мирской и религиозной жизни. «Задача» облегчается пониманием роли дольнего мира и своего места в нем с точки зрения вечности – вся мирская жизнь, начиная от сотворения Адама и до Судного дня – всего лишь маленький промежуток на подступе к вечности. «Маленький» - потому что это время несравнимо с бесконечностью, которая нас ожидает. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я нахожусь в этом мире подобно путнику, который остановился ненадолго в тени дерева, и, отдохнув, он возобновляет свое путешествие снова, оставляя дерево позади[1]»

Пример Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Наиболее «праведное» отношение к мирскому – пренебрежение им. Это следует из логических рассуждений, но не из современной реальности. Поэтому верующему в этом вопросе нужно искать свою дорогу, следуя за маяком примера Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Всевышний предложил ему выбрать, кем быть: царем-пророком или рабом-посланником, он выбрал второе. Имея возможность быть богатым, он отказался от этого. Когда Саъляба попросил его сделать за себя дуа, чтобы он разбогател, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему: «О Саъляба! Малое, за которое ты будешь благодарен, лучше для тебя, чем многое, которое ты не осилишь». Он, да благословит его Аллах и приветствует, не противостоял мирскому, он просто игнорировал его.

Влияние «мирского»

            Избыток мыслей и переживаний за мирские дела только вредят душе. Душа изначально «скромна»: она неприхотлива в питье, пище, сне, одежде, условиях – ей нужен минимум, поддерживающий организм в рабочем состоянии. Я уже не говорю о тщеславных и лицемерных помыслах о славе, превосходстве и т.д. Все, что превышает меру – результат распущенного нафса. Кто, как не он, убеждает человека в честолюбии, чревоугодии, стремлении к общественному почету? Вспоминаются слова возмущения главной героини одного рассказа: «У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни». Да, именно нафс убеждает нас работать на мирское так, будто мы будем в нем жить вечно.

            Даже если не брать во внимание бренность этого мира и бессмысленность любви к нему, то мы должны учитывать его явное губительное влияние. Зависимость от мирского делает человека грешным и несчастным. Ведь совершение грехов – форма причинения себе вреда, физического или психологического. Часто – под прикрытием многообещающих иллюзий (спасибо нафсу). Несчастье раба мирского в его невежестве, благодаря которому его слепое сердце не может отличить истинное благо от зла, ложь от истины и в погоне за одним, выбирает противоположное. Вместо высокого положения перед Всевышним он ищет величия среди людей, вместо счастья в мире вечном - он ограничивается поиском благоденствия в мире земном. Он не понимает,  что настоящее величие не в обилии материального имущества и даже не в умении его добыть, величие – в способности быть выше этого, то есть даже при возможности иметь весь мир, отказаться от него с чувством достоинства и довольствуясь малым.

Главное условие «отречения»

            Сердце, являющееся главным свидетелем, организатором и источником наших дел, не может пустовать. Если в нем нет любви к Богу, то в нем обязательно будет дьявол. Свобода от мирского не есть самоцель для верующего. Важно быть не столько свободным «от», сколько свободным «для».

            Верующий освобождает свое сердце от любви к мирской жизни для того чтобы заполнить его любовью к жизни вечной. Ведь не любить мирское можно потому, что человек сам по себе равнодушен и не имеет активных интересов, а можно еще и потому что ты любишь нечто противоположное ему  - вечную жизнь. Для такого человека мирское любо только в той мере, в какой оно помогает обустраивать его вечную жизнь. Истинный верующий – хозяин мирского и раб Всевышнего. И не может быть чего-либо из этого «наполовину». Ведь как сказал знаменитый философ: «Половина губит целое».



[1] Тирмизи

Социальные комментарии Cackle