Опасность самодовольства
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Понимание того, что нам дано множество милостей
от Аллаха - это одна из милостей Аллаха»
Мухаммад Окар
Недавно я видела выступление Анджелины Джоли на церемонии награждения «Оскаром». И произнося речь, она сказала такие слова, которые меня впечатлили и стали пищей уже моих размышлений. Джоли сказала:
«Я никогда не понимала, почему кому-то повезло родиться с теми же шансами, что были у меня, чтобы пройти такой же жизненный путь. И почему где-то, на другом конце земли, есть такая же женщина, как я, с такими же возможностями, с такими же желаниями, таким же подходом к работе и с такой же любовью ко своей семье, как у меня; женщина, которая вполне могла бы снимать фильмы лучше, чем я, и произносить речи лучше, чем я (зал смеется). Но вот почему-то она сидит в лагере для беженцев, и у нее нет права голоса. Ее волнует, что будут есть ее дети, как обезопасить их и дадут ли им вернуться домой. Я не знаю, почему эта – моя жизнь, а та – ее (голос начинает дрожать)»
Слушая ее, я думала о том, как много верующих живут, наслаждаясь своим положением, пользуясь каждодневными благами, которые, безусловно, есть у всякого верующего, но никогда не задумываются о том, что они могли бы быть лишены этих благ и быть на месте кого-то другого, менее удачливого и менее обеспеченного.
История Иблиса
Иные – замечают эти блага. Но поступают с ними еще хуже – приписывая их своим заслугам. Мол, у меня все это есть, потому что я – хороший. В чем-то мышление таких людей сходно с поведением Иблиса.
Рассказывают, что земля еще до выселения Адама, мир ему, была населена джиннами. Но они стали ослушиваться Всевышнего, и ангелы уничтожили их всех. Одного из джиннов ангелы взяли себе на воспитание, и он рос в богослужении. Тысячи лет он молился Всевышнему: не осталось ни одного места, где он не склонился бы в молитве Аллаху. Этот джин усерден и достиг высокого уровня наравне с ангелами.
Сорок тысяч лет он провел в Раю. Двадцать тысяч лет читал проповеди. Восемь тысяч лет был учителем. Четыре тысячи лет совершал обход вокруг Арша.
Однажды кто-то из ангелов прочитала в Хранимых Скрижалях, что кто-то из среды ангелов станет ослушником Аллаха. Ангелы испугались и решили обратиться за помощью к этому джинну (по причине его почета на небесах). Они попросили его помолиться за каждого из них, чтобы они не оказались теми самыми ослушниками. Джин исполнил просьбу и помолился Аллаху. Но за себя молиться не стал: он был слишком уверен в своем положении перед Аллахом и своих заслугах, чтобы проявлять осторожность и мудрость.
В конце концов, неосторожный и гордый джинн был изгнан из Рая и проклят Всевышним. И теперь он проводит время, пытаясь свести сынов Адама на ту же стезю.
Чем гордится сын Адама?
Самодовольство выражается во многих формах. Уверенность, что удел предоставляется не по милости Аллаха, а по заслугам человека – это одна из них. Это не значит, что человек не имеет своей воли. Это значит, что каждый раз, получая благо и совершая благо, он должен помнить, что это происходит по милости Аллаха и с помощью Него.
В Коране Всевышний говорит: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого. Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем»[1]
Также в хадисе, переданном от Анаса ибн Малика говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, есть люди, которые являются ключом к добру (то есть они способствуют в совершении добра) и замком от греховного; и наоборот, есть люди, которые являются ключом ко злу (греховному) и не позволяют творить добро. И, действительно, «благо тем, кому всевышний дал в руки ключи добра, и горе тем, кому дал ключи от зла»[2] .
Если человек часто совершает добро и отстраняется от зла, если человек и окружающие замечают, что он особенно усерден в благом (не ради показухи, а искренне), то такой человек – один из счастливцев по воле Аллаха. И самое мудрое в таком положении – стать еще более усердным, чтобы угодить Аллаху и быть еще более благодарным – за то, что Всевышний позволил ему стать «ключом к добру». поему это важно? Потому что многие люди, видя свои многочисленные благодеяния, обольщаются ими и считают, что причина этого – в их исключительности. Но нет! Их удачливость – это милость Аллаха к ним, но никак не повод для гордости.
Посмотрите, каким путем сошел с истины Иблис. Достигнув таких высот поклонения, почитания, знания, он в какой-то момент возгордился, принял все это «на себя», забыв о Всевышнем, и заслужил проклятье. Зачастую тот же путь повторяют и некоторые верующие, которые усердно молятся, обучаются, служат Аллаху. Праведники не случайно говорили: «Грех, в котором ты покаялся, лучше, чем доброе дело, которым ты возгордился». Нельзя обманываться внешней формой, смотрите на то, что находится под ним – смотрите в сердце. Грех, после совершения которого человек признает свою вину перед Аллахом и Его величие и милость, гораздо полезней для души, чем добро, совершая которое, человека отдаляется от Аллаха.
Ведь ценность нашей жизни не просто в количестве хороших или плохих дел, истинная ценность в том, чтобы приближаться к Аллаху, поклоняться ему должным образом, любить Его. А гордостью и самодовольством этого никогда не достичь.
[1] Коран, сура «Ан-Ниса» - «Женщины», аят 78
[2] Ибн Маджа
Ася Гагиева