Об искренности в мирских и религиозных делах
Сообщается, что Абу Рукайа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще» (Муслим). Роль искренности в религиозных и мирских делах трудно переоценить. Потому что это условие принятия благих дел, это фундамент надежности, честности, ответственности в мирских делах, и это основа здоровых взаимоотношений с людьми.
Что касается искренности в религиозных делах, то до нас дошли сообщения, в которых подчеркивается важность искренности в благодеяниях:
Искренность в единобожии: «Человеку, искренне сказавшему, что нет иного божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, будут распахнуты врата небес, и (эти слова) достигнут Трона, пока не будет им совершен большой грех» (ат-Тирмизи)
Искренность в земном поклонении: «Какой бы раб не совершил земной поклон ради Аллаха, это поднимет его степень и сотрет один его грех» (Ахмад, Муслим, ан-Насаи, ибн Маджа.
Искренность при посте: «Тому, кто выстаивал (молитву) в месяц Рамадан с верой и надеждой на награду, будут прощены все прошлые грехи» (Бухари)
Искренность в любви ради Аллаха, пожертвованиях и оставлении греховного: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в Тот день, когда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Господу; человека, сердце которого неотлучно связано с мечетями; тех двоих, которые любят друг друга в Аллахе, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого пожелала знатная и красивая женщина, и который сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха!» Того, кто подает милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько дает правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха» (Бухари)
Искренность при посещении мечети: «Общественная молитва человека превосходит молитву, совершенную дома или на рабочем месте, в двадцать пять раз. Это в том случае, если человек, совершив правильно омовение, выйдет на молитву, не желая ничего кроме нее. С каждым шагом его степень будет подниматься, и будет стираться его грех. А во время молитвы ангелы будут просить за него словами: «О Господь! Славь его. О Господь! Смилуйся над ним!» И каждый из вас находится в молитве, пока находится в ее ожидании» (Бухари)
Искренность во время погребального обряда. «Тот, кто проводит (в последний путь) покойного мусульманина, храня веру и надеясь на награду Аллаха, и останется с ним до тех пор, пока не прочитают заупокойную молитву и тело не предадут земле, вернется с наградой в два карата, каждый из которых будет величиной с (гору) Ухуд. Тот же, кто совершит молитву по покойному и уйдет до погребения, вернется с наградой в один карат» (Бухари)
Искренность в покаянии. «Среди тех, кто жил до вас, был человек, убивший девяносто девять душ. Он искал самого знающего человека на земле, и ему указали на одного монаха. Явившись к нему, он поведал о том, что погубил девяносто девять душ, и спросил, есть ли ему покаяние. Монах ответил, что нет, и тогда человек убил его, пополнив число своих жертв до сотни. Человек снова стал искать самого знающего на земле, тогда ему указали на одного ученого. Он поведал ему, что погубил сто душ, и спросил, есть ли ему покаяние. Ученый ответил: «Да! Кто может встать между тобой и покаянием?! Ступай в такую-то землю, там живут люди, поклоняющиеся Аллаху. Поклоняйся с ними, и больше не возвращайся на свою землю, поистине, это плохая земля». Человек отправился туда, и на середине пути его настигла смерть. Ангелы милости принялись спорить насчет него с ангелами мук. Ангелы милости говорили: «Он шел с покаянием навстречу к Аллаху». Ангелы мук говорили: «Он не совершил ничего благого». Тогда к ним явился ангел в образе человека и они выбрали его, чтобы он решил их спор, он сказал: «Измерьте расстояние между землями, и та, к которой он окажется ближе, будет для него пристанищем». Измерив расстояние, они обнаружили, что он ближе к земле, к которой направлялся, и тогда ангелы милости забрали его» (Бухари)
Искренность в намерениях. «Поистине, в этом мире существует четыре категории людей. Раб, которого Аллах удостоил имуществом и знанием, он боится Аллаха, и, используя эти блага, достигает милости Всевышнего. Он знает долю Аллаха в доверенном ему. Это самая высокая степень. (Затем) раб, которого Аллах удостоил знанием, однако лишил средств, он от чистого сердца говорит: «О, если бы у меня было имущество, я непременно поступил бы как такой-то». Эти двое в своей награде одинаковы. Затем раб, которому Аллах дал имущество, однако обделил знанием, он распоряжается имуществом без головы, не боится Аллаха, и не желает достичь Его милости, он не знает доли Всевышнего в деньгах, подобный достоин самой низкой степени. И раб, которому Аллах не дал имущества, ни знания, он говорит: «Если бы у меня было имущество, я бы расходовал его как такой-то», намереваясь поступить так, как тот (третий), они в грехе одинаковы» (Ахмад, ат-Тирмизи)
Что касается искренности в мирском и в религии, один из ученых сказал: «Даже один поступок, совершенный человеком с искренностью, способен стать причиной прощения Аллахом больших грехов, как в хадисе про листочек со словами шахады: да, все совершающие большие грехи, произносят слова свидетельства, однако сказавшему их с искренностью простили все грехи, и эти слова перевесили его чашу весов. Распутнице. Напоившей умирающую от жажды собаку, простили все ее грехи. Также Аллах простил человека, убирающего помехи с дорог.
Как может быть ветка, лежащая на дороге, причиной прощения всех грехов? Может! Посредством искренности. Распутница прощена за напоенную собаку из-за наличия искренности в ее сердце, о которой известно лишь Аллаху. Незначительные поступки, совершенные этими людьми, послужили им прощением.
У нас много бытовых дел, поэтому искренность очень важна для обращения их нам на пользу. Все мы потребляем пищу, ходим в уборную, вступаем в брак, мы носим одежду, умащаемся благовониями, мы покупаем необходимое своим семьям, большинство из нас учится – кто-то в школе, а кто-то в университете. И если все эти повседневные дела – неотъемлемая часть нашей жизни, то почему бы нам не получать награду за них, вооружившись благим намерением, то есть искренностью в делах».
В душе человека всегда идет борьба между искренностью и лицемерием. И даже самые богобоязненные отличались страхом перед собственным лицемерием, не будучи уверенными в своей абсолютной искренности. Такова природа человека. В его душе искренность соседствует с лицемерием. И вряд ли кто-то может сказать, что он полностью очистился от последнего. Потому даже если мы не можем достичь абсолютной искренности, нам следует стремиться хотя бы к тому, чтобы искренность преобладала в большинстве наших поступков, в больших и маленьких. Мы не в состоянии все время контролировать свои души, но в состоянии сделать так, чтобы искренность в нашем поведении и намерениях возобладала над лицемерием. И возможно так мы сможем оказаться из числа преуспевших, спасшихся.
Ася Гагиева