О трудолюбии и богатстве в исламе
Заработок относится к числу богоугодных дел, так как в хадисе сказано: «Если человек заработал что-либо дозволенным способом, это будет считаться как акт благотворительности и милосердия». В хадисе от Байхаки говорится: «Зарабатывать дозволенные средства – это обязанность после других обязанностей». И к тому же Всевышний любит, когда верующий, снискавший Его милости и даров, не скрывает их. Согласно словам, переданным от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Имраном ибн Хусайном: «Воистину, когда Аллах одаряет Своего раба благами, то любит видеть на нем признаки Своей милости».
В своих мольбах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, просил защиты и от имущества, которое его испортит, и от бедности, рядом с которой упоминается и унижение, и нужда. Так, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от нищеты, нужды и унижения и прибегаю к Твоей защите от того, чтобы поступать несправедливо, и от того, чтобы со мной поступали несправедливо». (Ахмад, Абу Дауд, Насаи, Ибн Маджа)
В хадисе от ат-Тирмизи говорится о таком дуа:
«О Аллах, Господь семи небес, и Господь великого Арша, наш Господь и Господь всякой вещи, ниспославший Таврат (Тору), Инджиль (Евангелие) и Коран, расщепляющий зёрна и ядра! Я прибегаю к Твоей защите от зла всякой вещи, ибо всё это подвластно Тебе! Ты — Первый, и не было ничего до Тебя, Ты — Последний, и не будет ничего после Тебя! Ты – Явный, и нет ничего над Тобой, и Ты — Скрытый, и нет ничего под Тобой, избавь меня от долгов и избавь меня от бедности». (Тирмизи 3481, Ибн Хиббан 966)
Также со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передаются слова такой мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от плохого соседа; и жены, от которой я поседею раньше времени; от ребенка, который будет повелевать мне; от имущества, которое станет для меня мучением, от коварного друга, глаз которого меня видит, а сердце подстерегает: если он видит во мне нечто хорошее, то скрывает, а если видит во мне дурное, то рассказывает это». (ат-Табарани)
Таким образом, остерегаясь имущества, которое может встать преградой между человеком и Его творцом (и поклонением Ему), мы не должны обесценивать благо, заложенное в материальном достатке. Имея возможность зарабатывать, жить лучше и помогать другим, мы не должны возводить (добровольную) бедность в ранг достоинства, потому что при терпеливости одного к нищете, для другого она может стать причиной погибели (физической и духовной). Миллионы наших братьев и сестер по миру нуждаются в нашей поддержке, не только посредством дуа, добрых слов и пожеланий, но и в виде материальных средств. Воспринимая себя частью этой уммы, мы должны подумать о том, что зарабатывать ради того, чтобы помочь окружающим, чтобы помочь им сохранить их жизни и религию, возможно будет не менее угодно Всевышнему, чем отвергая эти возможности, порицать богатства и думать только о себе.
С этой точки зрения деньги служат ресурсом и силой, пробивающей дверь к независимости, чувству собственного достоинства, высоким целям, материальному и духовному удовлетворению, которые увеличиваются по мере того, как ты делишься ими с другими. Как говорится об этом в Коране:
«[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо другим, созидая], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Аллах [многократно] удваивает тем, кому пожелает» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 261).
Поэтому учитывая последствия нищеты и нужды, нельзя сказать, что бедность – это достоинство и признак праведности. Что уж говорить, если сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просил защиты от ее зла. Равно как нельзя считать достоинством и богатство, которое развращает человека и только умножает его пороки, не принося пользу ни ему, ни окружающим.
Ася Гагиева