О бремени "чужих грехов"
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Часто вместо того, чтобы разобраться в себе и разрешить внутренние конфликты, люди упрекают в своих негативных эмоциях, дурных мыслях и плохих поступках других. «Он заставил меня разозлиться», «Если бы не ты, я бы так не поступил», «Я так думаю, потому что ты так делаешь» и тому подобные высказывания свидетельствуют о том, что человек связывает свое поведение, мысли и чувства с поведением других людей. Как будто одно является неизбежным следствием второго. В таком круговороте взаимных обвинений, где у всех виноваты другие, возникает ощущение несвободы, безответственности и пассивности. Как будто люди не хотят брать на себя полную ответственность за себя и перекладывают ее часть на других. Я думаю, что разъяснение этого вопроса стало бы для некоторых «заключенных» в подобном круге полезным открытием.
Самое главное, что может сделать человек, чтобы выйти из этого порочного круга зависимости от других, это осознать, что полная ответственность за его чувства, мысли и поведение лежит на нем самом, и она «не делится» ни с друзьями, ни с родственниками, ни с коллегами. Ответственность подразумевает, что вы сами (а не кто-то другой) являетесь автором своего поведения (за исключением случаев принуждения) и бремя последствий несете самостоятельно. Иными словами, вы не можете обвинить в своем недостойном поведении или некрасивых словах другого. Что же касается последствий… Всевышний Аллах в пяти аятах Корана дает упоминание, что ни одна душа не понесет бремени другой души:
- «Скажи, неужели я стану искать другого Господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи» Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях»;
- «Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. а кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника»;
- «Ни одна душа не понесет чужого бремени, и если обремененная душа взмолится о том, чтобы ей помогли нести ее ношу, ничто не будет взято из нее, даже если просящий окажется близким родственником. Ты предостерегаешь только тех, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, и совершают намаз. Кто очищается, тот очищается ов благо себе, и к Аллаху предстоит прибытие»
- «Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, что вы совершали. Воистину, Он ведает о том, что в груди»;
- «Ни одна душа не понесет чужого бремени. Человек получит только то, к чему он стремился»
Как сказал один ученый относительно одного из этих аятов: «Если же один человек способствовал тому, что другой впал в заблуждение и стал совершать грехи, то он будет нести ответственность за свое пособничество и не избавит от ответственности того, кто непосредственно совершал грехи. В День Воскресения всем людям предстоит вернуться к Аллаху, Который сообщит им о добре и зле, относительно которого они препирались, и воздаст каждому по залугам сполна».
Окружающие могут проявлять себя по-разному, с хорошей или не очень стороны, но каким образом отвечать на это – каждый выбирает сам. Нельзя искать оправданий своим поступкам в чужом поведении. Данные аяты напоминают верующим об их ответственности за свои души, которую каждый несет индивидуально. И эта ответственность не уменьшается в зависимости от того, как поступают другие…
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.