• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Может ли ненависть стать орудием веры?

Время чтения: 4 мин
3185

В суре «аль Кахф» («Пещера») упомянуто об одном из рабов Всевышнего, «которому Мы даровали милость и обучили его знанию»

«Муса спросил его: «Не последовать ли мне за тобой, чтобы ты научил меня тому, что дано тебе знать о прямом пути?»

«Наш раб ответил: «У тебя не хватит терпения (учиться) у меня.

И как же ты проявишь терпение к тому, о чем у тебя нет знания?» (18:66-68)

И действительно, как показывает дальше история суры, у Мусы не хватило терпения понять логику поступков упомянутого раба и им пришлось расстаться...

Каждая группа людей, объединенной общими убеждениями, религией или делом, хотели бы видеть во всех остальных людях своих единомышленников. Иногда за этим желанием стоит стремление к большей близости с другими, а иногда в большом количестве единомышленников видят доказательство собственной правоты.

Как бы ни было, мы живем в мире, который, во-первых, населен людьми совершенно разных, а порой и противоположных взглядов и позиций, а во-вторых, который постепенно неумолимо сближает нас всех. Проблемой эта разность и сближение становятся тогда, когда кто-то начинает нападать на других за их непохожесть, проявлять неуважение и нарушать границы. Другими словами – ненавидеть.

Некоторые мусульмане воспринимают нетерпимость и ненависть как признак высокой нравственности, религиозности, как доказательство их любви к своей религии и верность Создателю. Но ненависть не может быть орудием веры.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи избранником и имея миссию донести эту религию, никогда не прибегал к насилию и преследованию как способу донесения Ислама до других. Немусульмане свободно жили на территории исламского государства, их права были защищены так же как и права мусульман, они могли исповедовать свою религию, соблюдать свои обычаи.

Некоторые истории подтверждают его миролюбивую позицию, к примеру, то, как христианские монахи совершали свои молитвы на территории мечети, как он заповедовал мусульманам относиться с добром к их родственникам-многобожникам. Он отпустил даже того, кто однажды пришел к нему с целью покушения. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил его после его заверений, что он никогда больше не будет причинять вред мусульманам.

В целом отношения с немусульманами строились на основе уважения и договоров. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не использовал насилие, преследования, ненависть как инструменты религии. Значит ли это, что у него было меньше имана или понимания религии, чем у современных мусульман, которые не гнушаются прибегать к оскорбительным средствам «во имя религии»?..

В Коране Всевышний Аллах говорит:

«О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (49:13)

Можно испытывать ненависть и отвращение к определенным поступкам, грехам, но если мы хотим следовать исламским ценностям миролюбия и мудрости, мы не должны распространять свой негатив на других людей. Мы должны сохранять человечность и понимание, балансируя его с верностью собственным идеалам. В конце концов, никто не может быть уверенным в том, что именно он – на истинном пути.

«Скажи: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем» (17:84)

В другом аяте говорится, что не все, кто считает себя верующим, являются верующими по сути:

«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и (сами этого) не чувствуют» (2:8-9)

Только Всевышний знает, насколько искренна, глубока и правдива вера человека. А потому даже если ни пример Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует, ни собственное благонравие не останавливают человека от соблазна диктовать другим, как жить, и тем более ненавидеть и преследовать, то хотя бы осознание шаткости своего положения, смирение перед Его величием и всезнанием должны стать препятствием перед нетерпимостью и ненавистью к другим. У каждого из нас слишком много недостатков, чтобы еще и охотиться за чужими...

Ася Гагиева

Также по этой теме читайте:

Социальные комментарии Cackle