Милосердие Пророка (ﷺ) к враждовавшим с ним немусульманам. Призыв в Таифе
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был назван «милостью для миров» согласно аяту Корана, в котором говорится:
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 107).
Этот человек в полной мере оправдал это определение, так как его милосердие и доброта распространялись не только на единоверцев, но и на немусульман, врагов, обидчиков и… животных. Среди тех, кто встретился лицом к лицу с его благонравием, оказались и те, кто почти всю свою жизнь или большую ее часть положили на то, чтобы причинять ему боль, страдания, притеснение и преследования.
Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя и прощал злоумышленникам их преступления против него. Аиша, да будет доволен им Аллах говорила:
«Это было не в характере Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорить непристойно или выражаться неприличными словами. Он не кричал и не беседовал на базаре (что недостойно). Он не мстил за плохое дело плохим поступком, а прощал его. После чего даже не упоминал о нем».
Милосердие и прощение – черта внутренне богатых людей. Но одно дело – душевная щедрость в моменты благоденствия и спокойствия, и другое – в минуты испытаний. В последнем случае человек обычно склонен проявлять не самые лучшие черты – под натиском тягот сердце может очерстветь и «сузиться» до размеров своего Я, забывая о других и преступая чужие границы. Такие моменты выявляют истинную доброту, глубину милости к другим.
В истории Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были такие моменты, которые он перешел достойно, согласно своему «призванию», показывая образец высокой нравственности и благородства. Один из таких – его поездка Таиф.
Со слов Урвы бин аз-Зубайра сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала ему, что (однажды) она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день (битвы при) Ухуде?».
В ответ ей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне пришлось (претерпеть от) твоих соплеменников (многое), но самым тяжким из всех был день Акабы, когда я предложил Ибн Абд Йаляйлю бин Абд Кулялю последовать за мной, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушел, испытывая огорчение, и пришел в себя, только когда добрался до Карн ас-Саалиб. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое я увидел на нем Джибрила. Он обратился ко мне и сказал:
«Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь».
А потом ко мне обратился ангел гор, приветствовал меня и сказал: «Мухаммад, (приказывай) что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы!».
На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!».
В хадисе Бухари и Муслима передается, что когда пророк отправился проповедовать в Таиф, жители выгнали его оттуда камнями, после чего его ноги были все в крови. Остановившись в ближайшем саду он взмолился к Всевышнему:
«Взываю к Тебе за свою слабость, неспособность, и за свое унижение перед людьми. О Милостивый из всех милостивых! Ты Господь слабых, Ты и мой Господь. На кого Ты меня оставляешь: на врага, который смотрит на меня со злобой, или на врага, который властвует надо мной? Если Ты не разгневался на меня, то что бы со мной ни случилось, нет разницы, но все же быть здоровым легче. Сиянием Твоего величия, осветившим темень, которым улучшились мирские и ахиратские дела, я ищу защиты от Твоего гнева надо мной, и от ниспослания его на меня, нет силы и мощи, кроме как от Тебя»
Всевышний Аллах отправил к нему ангела-покровителя гор, который был готов обрушить все горы на народ Таифа. Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ангелу:
«Не нужно их губить. Я надеюсь, что из их потомства выйдут праведные люди» (Сахих Бухари, Муслим)
Жители не просто отказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в принятии Ислама, но и выгнали его с насмешками, оскорблениями, бросая вслед камни, преследуя его до самого выхода из города. Это было тяжелое потрясение, от которого он пришел в себя только тогда, когда его отвлекло облако над его головой.
Но это потрясение не пошатнуло его благородства, не заронило в его сердце шепотки злобы и ответной ненависти. И вместо справедливого воздаяния он попросил для них праведного потомства… Чтобы оценить масштаб этого поступка, достаточно вспомнить, что подобное великодушие порой тяжело сохранять и к единомышленникам, не говоря уже о тех, кто открыто враждует с тобой и попирает твои ценности.
Ася Гагиева