• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ловушка прощения

4777

Прощение – это первый, а то и единственный шаг, приводящий к умиротворению

Прощение – это первый, а то и единственный шаг, приводящий к умиротворению

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Многие специалисты помогающих профессий верят, что прощение – это первый, а то и единственный шаг, приводящий к умиротворению. Практика показывает, что благостное состояние прощения не всегда длится долго и не всегда приводит к долгосрочным и существенным переменам. А порой бывает даже наоборот. Вместо чувства удовлетворения, облегчения человек начинает испытывать еще и сомнения в собственной адекватности. Когда «прощенные» обиды через некоторое время снова всплывают, «простившие» задаются вопросами: «Может, и не искренне простил(а)?», «Может, мне надо попробовать еще раз?», «Может, я неправильно прощаю?» и т.д.

Прощение иногда действительно приносит пользу и облегчение. В тех случаях, когда обида неглубока, когда чувства выражены, прожиты или забыты. Но наша речь идет о «навязанном» прощении, которым многие пытаются «накрыть» беспокоящие их чувства обиды, гнева, злости. Можно тысячу раз сказать «прощаю», но какой в этом толк, если в глубине ты все еще одержим обидой?.. И если простить не получается, не стоит себя упрекать – каждый человек имеет право на чувства, которые он испытывает. Причина того, что человек не может простить другого часто не в том, что он «плохой», а в том, что ему причинен достаточно большой вред, который трудно просто так забыть…

Честность и искренность (в том числе и с собой) не менее важные добродетели, чем прощение. А это значит, что испытывая негативные чувства, мы не должны стремиться «закрыть» их мантрой прощения, а должны признаться в них и принять их без самоупреков и обесценивания. Иногда этого достаточно, чтобы «запустить» процесс искреннего прощения.

Прощение, по мнению психолога С. Форвард, имеет две стороны: отказ от мести и снятие с виновного ответственности за причиненное зло. И если с первым еще можно согласиться (в конце концов, месть не исправит прошлого), то второй пункт вызывает большие сомнения. Когда нам причинен вред, и мы решаем простить другого, это значит, что мы снимаем с него ответственность за случившееся. «Чем больше я думала, тем больше я понимала, – пишет С. Форвард, – что отпущение чужих грехов в прощении было ничем иным, чем еще одной формой отрицания: «Если я тебя прощу, то мы оба сможем притворяться, что произошедшее было не таким уж страшным». Так я поняла, что именно этот аспект прощения и не позволял людям устроить наконец-то свои жизни».

Коротко суть вышесказанного можно выразить так, прощение – благо в тех случаях, когда:

  • прощение – добровольный акт, а не попытка ослабить тревожные чувства, желание угодить или просто «быть хорошим»
  • старые обиды больше не всплывают
  • после прощения не появилось «побочных симптомов» в виде болей, депрессивных состояний, проблем в отношениях с обидчиком

В Исламе, конечно, поощряется прощение. В Коране сказано: «Держись пути прощения, призывай к добру и отстранись от невежд!» (сура «Араф», аят 199) Также в другом аяте говорится: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников. (Сура «аш-Шура», аят 40) Суть же «ловушки прощения» в том, чтобы отказаться от идеи лицемерного, поверхностного прощения, когда внешнее великодушие противоречит внутренним негативным чувствам.

Более того, прощение – не всегда благо и для обидчика. Иногда это «разрешение» на совершение повторного злодеяния. Как мудро сказал один шейх: «Знай, что прощение того, кто тебя обидел, не всегда является похвальным. Всевышний Аллах связал прощение с исправлением, сказав: «Но если кто простит и исправит дело, то его награда будет за Аллахом» (сура «Аш-Шура», аят 40). Если же дело не исправится, то не нужно прощать человека! Например, есть какой-то злодей, который всех обижает. Такого не следует прощать, так как твое прощение только добавит его злодеяний. Напротив, нужно взыскать с него за злодеяние должным образом, дабы он исправился. А если же речь идет о человеке, который никогда больше не сделает тебе плохого, если ты его простишь, то такого лучше простить. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и исправит дело, то его награда будет за Аллахом» (сура «аш-Шура», аят 40).

От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы увидите скромного человека, то проявляйте скромность по отношению к нему, а если увидите гордого и высокомерного, то проявляйте к нему тоже гордость и высокомерие. Хотя для него это будет унижение, но с вашей стороны это будет милостыня (садака)».

Очевидно, что не прощение делает человека свободным, а правда. Иногда правда в том, чтобы отряхнуться от обиды и пойти дальше, иногда – в том, чтобы позволить себе адекватные причиненному злу чувства гнева, обиды, печали, а иногда – в том, чтобы ответить обидчику справедливостью. И хотя, как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для него это может стать унижением, со стороны «пострадавшего» это будет милостыней. Милостыней, благодаря которой он поймет свои ошибки и возможно вернется на прямой путь.

Ася Гагиева

Комментарии

Яндекс.Метрика