Как распознать истинную религиозность?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне…»
Сура «Преграды», аят 55
Один из самых известных психологов XX века, основатель логотерапии, Виктор Франкл писал, что многие люди скрывают свою религиозность, потому что «подлинной религиозности свойственна интимность». Многие верующие, стремящиеся к близости со Всевышним, соглашаются с этим. Интимность религиозности заключается в том, что то что человек делает из дел богослужения и веры, остается между ним и Всевышним, по причине того, что отношения с Богом является для него чем-то сокровенным, дорогим, что не хотелось бы порочить выставлением напоказ. Это один из признаков искренности богослужения – сокрытие его от чужих глаз и ушей.
Можно привести несколько примеров тому из жизни праведных мусульман. Абдата Ибн Сулейман говорил: «Мы были в походе с Абдуллой аль-Мубараком на землях римлян, когда встретились лицом к лицу с врагом, и наши ряды сомкнулись. Со стороны римлян вышел воин и предложил поединок, один из нас вышел на бой. Поединок продолжался некоторое время, в итоге мусульманин мечом поразил соперника. Затем вышел на поединок второй римлянин, а тот же самый человек направился к нему и зарубил его. И третьего воина из числа римской армии, вышедшего на бой, постигла смерть от меча того же героя. Люди столпились вокруг воина, чтобы узнать его имя, но он всячески старался скрыть свое лицо.
Я был среди толпы. Потянув за край его одежды, я узнал в нем Абдуллу ибн аль-Мубарака, тот в свою очередь с порицанием сказал: «И ты, о Абу Умар, среди тех, кто пытается опорочить нас». Другой случай – поступок имама Имам Аль-Мавради написал множество книг, связанных с вопросами фикха, тафсира и так далее, но при жизни он не вывел в свет ни одного своего труда. Он писал и складывал рукописи в тайное от всех место. Когда приблизилась его смерть, он сказал доверенному человеку: «В таком-то месте лежат мои труды, а жить мне остается совсем немного, я уже чувствую агонию. Вложи свою руку в мою руку. Если я сожму ее, то знай, что мои труды тщетны, и моя просьба: избавься от них ночью. Если же я не сожму твою руку, то значит, я достиг желаемого своим намерением». И этот доверенный человек говорил: «Когда он был на смертном одре, я взял его за руку, и он не сжал ее, тогда я обнародовал его книги». То есть имам проверял искренность своего намерения, и не сжал руку, давая понять, что он сохранил его чистоту. Пусть Всевышний примет их деяния, как искренние и правильные.
Таинство отношений со Всевышним предохраняет намерение от показухи и лицемерия. Посвящая свои дела Всевышнему, понимаешь, что никто больше не может их увидеть и оценить их, тогда отпадает желание их демонстрации, искусственного улучшения. Ты приближаешься к самому себе – такому, какой ты есть, а не такому, каким хотелось бы выглядеть в глазах окружающих. Как сказал Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «О, мужчина с опущенной головой, подними свою шею, ибо смирение не в шее. А поистине смиренность в сердце!»
Истинная религиозность – глубокое, сокровенное чувство, к которому человеку идет тернистым путем поисков и заблуждений, душевных мук и исцеления, движением к маякам истины через преграды сомнений и бури страстей. При этом нельзя путать осознанную религиозность с религиозным фанатизмом, лишенным духовности и искренности. Духовность же требует высокого уровня культуры, жизненного опыта и нравственности. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о своей миссии: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность».
Аль-Хасан говорил: «Бывало, человек заучивал Коран, и об этом никто не знал. И бывало, человек становился очень осведомленным о своей религии, и никто об этом не догадывался. И бывало, что человек вытаивал ночную молитву так, что находящиеся в этом доме посетители даже не замечали этого. Мы застали людей, которые все свои поступки старались совершить тайно, однако они стали явными навсегда». Доброе дело, совершенное напоказ, является большим злом, чем бездействие. Но скрытое благодеяние не остается скрытым – потому что их зерна, посаженные в глубь своей души, в тайне от чужих глаз, расцветают плодами добра, мира и духовного света – на наших лицах, в нашем нраве и в отношениях с людьми. Согласно тому что сказал Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах:
«Тому, кто очистил свое намерение, Аллах наладит отношения с людьми».
Ася Гагиева
Информация была полезной? Сделайте, пожалуйста, репост!