• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как правильно давать в долг согласно Корану?

Время чтения: 4 мин
5748

Долги часто становятся причиной разлада, неприятностей и даже разрыва многолетних отношений. По причине того, что ожидания участников не оправдываются, оказанная услуга может стать причиной головной и душевной боли как отдавшего, так и взявшего в долг.

Соблюдение некоторых процедур, в том числе предписанных в Коране, поможет избежать подобных неприятных последствий. В суре «аль-Бакара» говорится:

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует, по справедливости.

В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают.

Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избегания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее.

Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха - Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи.

Если вы окажетесь в поездке и не найдете писаря, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа.

Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (сура «аль-Бакара», аяты 282-283).

Значит, в долг нужно давать, следуя определенным процедурам:

1. Записать размер долга и время

2. Определить время, когда долг будет возвращен

3. Если запись о долге ведет кто-то другой, то тот, кто берет в долг, должен диктовать ему детали сделки

4. Если тот, кто берет в долг, не может диктовать, то вместо него это может сделать его опекун

5. При даче долга должны быть свидетели, двое мужчин или две женщины и мужчина

6. Тот, кто дает в долг, может попросить залог. Смысл залога в том, что если придет время выплатить долг, а взявший откажется, то тот, кто дал, может продать взятую в залог вещь и восстановить свои потери.

Некоторые ученые считают, что записывать долг является обязательным, но большинство считает, что это скорее желательное действие. Причина записывания договора в том, чтобы защитить права дающего, чтобы уберечь их от потерь по причине забывчивости или стеснительности, и как принуждение к возврату для тех, кто не боится Всевышнего.

Но даже если долг не записан, нет его свидетелей и не взят залог, это не значит, что совершен грех. В аяте 283 говорится:

«Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства».

Доверие подразумевает, что долг дан и будет возвращен без дополнительных мер (запись, свидетели, залог). В этом случае Всевышний призывает к богобоязненности, как побуждающем мотиве для возврата доверенного.

Если долг не записан, а должник отрицает его или не хочет отдавать вовремя, то кредитору не на кого пенять, кроме как на самого себя. Потому что он подверг себя потерям, не последовав кораническим предписаниям и не позаботившись таким образом о своем имуществе.

В одном из хадисов передается, что дуа такого человека против должника не принимается:

«Дуа троих не будет принято... и дуа кредитора, который одолжил другому без свидетелей».

Однако и то, что кредитор не принял меры предосторожности, не значит, что его имущество не надо возвращать. Долг – достаточно серьезное нарушение. Как говорится в некоторых хадисах, он может стать препятствием для входа в обитель Рая даже для шахида.

И поэтому даже если давший в долг не сможет вернуть его, он все равно останется на совести и на весах должника и ему за это будет предъявлен счет, которого ему не избежать...

Тот, кто будет читать это дуа утром и вечером, выплатит все свои долги >>

 

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle