Как не потерять благо своих усилий после Рамадана?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Рамадан – месяц активного богослужения, за которым порой следует год духовной пассивности. А тем временем как раз после такой духовной «битвы» сознание нуждается в переменах, которые закрепили бы все те усилия, которые прилагал верующий в течение Рамадана. Ведь довольно легко вступить на путь праведности, когда ты знаешь, что с тобой в это же время так же постятся миллионы мусульман, и когда демоны, которые могли бы мешать, закованы.
И все же дух верующего, как кажется, проявляется как раз после такого духовного праздника. Это не возвращение с одного поля духовного джихада на покой, а только переход от одного к другому. Когда у одного имама спросили о людях, которые поклоняются и усердствуют только в Рамадан, он ответил: «Наихудший народ – тот, который истинно узнает об Аллахе лишь в месяц Рамадан. Поистине праведные – это те, которые поклоняются и усердствуют все годы».
Держать пост весь Рамадан, совершать молитвы и благие дела, а после него вернуться к привычному «мирскому» образу жизни – признак низкой сознательности верующего. Кто был честен и искренен со Всевышним, не может «вернуться с Рамадана» таким, каким он был до него. Ведь один из важных признаков того, что ваши труды в месяц поста не прошли даром – ваши последующие действия. Так, некоторые праведники говорили: «Воздаяние за хорошие дела – это возможность творить ещё хорошие дела после первого. Кто сотворит хорошее, а затем ещё – это признак принятия первого хорошего поступка. А кто сделает хорошее, затем плохое – это признак непринятия хорошего поступка».
Все это наводит на мысль о необходимости сохранять духовное рвение и после Рамадана. С точки зрения религиозной активности это могут быть и дополнительные молитвы, и дополнительный пост (например, 6 дней поста в Шаввале), и чтение Корана, и заучивание азкаров, которые читал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и другие формы богослужения, не утомительные, но постоянные. Так, когда у Аиши, да будет доволен ею Аллах, спросили, какие дела были наиболее любимы для Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, она ответила: «Постоянные». (Бухари и Муслим).
С ее слов также передали хадис, в котором говорится, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел к ней в то время, когда у нее была одна женщина. Он спросил (ее): «Кто это?» И Аиша ответила: «Такая-то», и стала рассказывать о том, как она молится. Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: «Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока вы сами не утомитесь, а больше всего Аллах любит такие религиозные дела, которые совершающий их совершает постоянно». (Бухари и Муслим).
Не стоит забывать и о другой стороне богоугодной практики… Ведь у любого верующего могут быть вопросы или проблемы, которые «пожирают» благо его хороших дел. Например, вредные привычки, пребывание в ссоре с братом, сестрой по вере (или кровным узам), обиды на других или привычка самому обижать других, проявления черт дурного нрава (грубости, жестокости, малодушия, тщеславия, любовь к сплетням, злословию, сквернословию, зависть и т.д.) и много другое, что «очерняет» образ верующего и его хорошие дела. Чтобы не растерять блага своих дел, не потерять связь со Всевышним, отдалившись от Него после рамадана, и чтобы быть убежденным, что усилия в Рамадан не были напрасны или неискренни, стоит уделить внимание этому вопросу.
Потому что есть нравы, за которые человек войдет в Рай, несмотря на немногочисленность религиозных дел, и есть нрав или дела, из-за вредности которых он попадет в Ад несмотря на его религиозную практику. В одном из хадисов говорится, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказали: «Посланник Аллаха! Некая женщина молится по ночам, постится днем, совершает благодеяния и раздает милостыню, но язвит соседей своим языком». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет в ней ничего хорошего. Она из обитателей Ада». Ему сказали и про другую женщину: «Другая женщина совершает предписанные молитвы и раздает в качестве милостыни кусочки сыра и никому не делает ничего дурного». Но что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Она из обитателей Рая».
В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию» (Абу Давуд, Тирмизи).
Поэтому, с окончанием Рамадана, мы должны подумать о том в своей жизни, что ухудшает наши отношения, ослабляет нашу веру, отдаляет от Аллаха. Мы должны принять новые решения, которые сделают нашу жизнь, мирскую и вечную, лучше. К этому никогда нельзя быть полностью готовым. Но благословенный месяц за спиной – это прекрасный повод сосредоточиться, набрать полную грудь воздуха и разбежавшись, сделать прыжок в новую жизнь. Без старых обид, без вредных привычек, без пагубных отношений.
Ася Гагиева