Как мы становимся соучастниками страшного греха?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Злословие – одно из самых мерзостных явлений. Согласно хадисам и Корану злословящие люди подобны поедающим мертвую плоть своих братьев. Но не лучше первых те, кто является пассивными участниками злословия – то есть, те, кто слушает наговоры, сплетни, гийба. Если злословить о другом человека побуждает его негативная оценка и неверие в брата, то что заставляет другого человека молча слушать его? Чтобы искоренить эту привычку, стоит понять причины «пассивного злословия».
- Любовь к злословию.
Даже самый активный злословник порой воздерживается от своей вредной привычки, сталкиваясь с определенными людьми. Почему? Потому что он знает, что его плохие слова в худшем для него случае будут встречены порицанием, а в лучшем – отсутствием интереса. Но такое происходит не со всеми, а только при встрече с благородными рабами Всевышнего, оберегающими честь своих братьев и сестер-мусульман. Человек предается злословию только с теми, в чьей солидарности он уверен, то есть когда он знает, что встретит у них поддержку, словами или молчанием. От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души подобны воинам! Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся». Имам Ибн Аль-Асир гооврил: «Тела, в которых души объединяются и расходятся в соответствии с тем, как они созданы. По этой причине ты видишь, что хороший любит хороших и стремится к ним, а плохой любит плохих и стремится к ним»
- Страх перед злословящим.
Другой причиной может быть не любовь к злословью, а страх сказать ему слово справедливости или остановить его. Это боязнь, что ему в ответ на пресечение несправедливости будет причинен еще больший вред. Однако с точки зрения Ислама недопустимо быть равнодушным или пассивным, когда человек видит как кто-либо другой совершает нечто запретное. Со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (, пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то – своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры».
Изменить словом – не значит быть грубым, агрессивным или жестким. Всегда можно найти мягкие слова для напоминания, привести хадис или аят и сделать это так, чтобы человек не разгневался, а понял свою ошибку. Либо постараться защитить честь того, о ком злословят. «Человека, который в отсутствие своего брата по вере защищает от злословия, Аллах освобождает от Ада».
- Чувство собственной важности.
Чувство собственной важности является одним из рычагов шайтана, посредством которого он толкает человека на плохие поступки. И злословие здесь не является исключением. Потому что слушающий часто не осмеливается остановить злословящего, потому что боится потерять его доверие, оказанное ему, его симпатию и то чувство собственной значимости, которое он ему внушает. «Ты хороший собеседник», «С тобой всегда можно поговорить о сокровенном», «Мне всегда так легко после разговора с тобой» и другие тому подобные высказывания служат для «пассивного злословящего» целебным бальзамом для его безразличного к добру и злу Эго.
Однако «только слушать» не значит не совершать греха. Это молчаливое соучастие в грехе, и какими бы доводами не руководствовался тот, кто слушает, вреда в этом все-таки больше, чем пользы.
Islam-Today