• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как мы становимся соучастниками страшного греха?

Время чтения: 3 мин
8219

 

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Злословие – одно из самых мерзостных явлений. Согласно хадисам и Корану злословящие люди подобны поедающим мертвую плоть своих братьев. Но не лучше первых те, кто является пассивными участниками злословия – то есть, те, кто слушает наговоры, сплетни, гийба. Если злословить о другом человека побуждает его негативная оценка и неверие в брата, то что заставляет другого человека молча слушать его? Чтобы искоренить эту привычку, стоит понять причины «пассивного злословия».

  1. Любовь к злословию.

Даже самый активный злословник порой воздерживается от своей вредной привычки, сталкиваясь с определенными людьми. Почему? Потому что он знает, что его плохие слова в худшем для него случае будут встречены порицанием, а в лучшем – отсутствием интереса. Но такое происходит не со всеми, а только при встрече с благородными рабами Всевышнего, оберегающими честь своих братьев и сестер-мусульман. Человек предается злословию только с теми, в чьей солидарности он уверен, то есть когда он знает, что встретит у них поддержку, словами или молчанием. От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души подобны воинам! Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся». Имам Ибн Аль-Асир гооврил: «Тела, в которых души объединяются и расходятся в соответствии с тем, как они созданы. По этой причине ты видишь, что хороший любит хороших и стремится к ним, а плохой любит плохих и стремится к ним»

  1. Страх перед злословящим.

Другой причиной может быть не любовь к злословью, а страх сказать ему слово справедливости или остановить его. Это боязнь, что ему в ответ на пресечение несправедливости будет причинен еще больший вред. Однако с точки зрения Ислама недопустимо быть равнодушным или пассивным, когда человек видит как кто-либо другой совершает нечто запретное. Со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его  Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (, пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то – своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры».

Изменить словом – не значит быть грубым, агрессивным или жестким. Всегда можно найти мягкие слова для напоминания, привести хадис или аят и сделать это так, чтобы человек не разгневался, а понял свою ошибку. Либо постараться защитить честь того, о ком злословят. «Человека, который в отсутствие своего брата по вере защищает от злословия, Аллах освобождает от Ада».

  1. Чувство собственной важности.

Чувство собственной важности является одним из рычагов шайтана, посредством которого он толкает человека на плохие поступки. И злословие здесь не является исключением. Потому что слушающий часто не осмеливается остановить злословящего, потому что боится потерять его доверие, оказанное ему, его симпатию и то чувство собственной значимости, которое он ему внушает. «Ты хороший собеседник», «С тобой всегда можно поговорить о сокровенном», «Мне всегда так легко после разговора с тобой» и другие тому подобные высказывания служат для «пассивного злословящего» целебным бальзамом для его безразличного к добру и злу Эго.

Однако «только слушать» не значит не совершать греха. Это молчаливое соучастие в грехе, и какими бы доводами не руководствовался тот, кто слушает, вреда в этом все-таки больше, чем пользы.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle