• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Истинная причина экстремизма или почему ислам не имеет отношения к насилию?

Время чтения: 3 мин
8740

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

К сожалению, в последнее время понятия экстремизма и фундаментализма связывают именно с Исламом. Почему Ислам не имеет отношения к насилию? Почему те, кто совершают насилие, не имеют отношения к Исламу? Мы часто говорим об этом с точки зрения Сунны, Корана и опыта предшествующих праведных поколений. В истории Ислама не было терроризма, жестокого обращения с врагами, издевательств и бесчинств, которые совершают сегодня некоторые невежды «во имя Бога». С другой стороны, научные исследования также подтверждают, что не религия подталкивает человека к антиобщественным поступкам. А что?

Исторические факты

Факты, как говорится, вещь упрямая. Тем, кто считает, что религия или в частности следование Исламу является причиной возникновения конфликтов, преследований, убийств и т.д., стоит обратиться к прошлому. В ХХ веке десятки миллионов человек погибли по вине нерелигиозных или антирелигиозных политических режимов. Число убитых «во имя Бога» слишком мало, чтобы сравнивать. Даже половина террористов-смертников по свидетельствам были нерелигиозны и совершили злодеяния исключительно из политических или социальных соображений. Религиозные организации и движения в разных странах борются за права человека (мужчин, женщин, детей), занимаются благотворительностью, помощью в образовании, проведением различных гуманитарных компаний, направленных на помощь не только людям, но и животным. Вносят свой вклад не только в развитие общества, но и в прогресс науки.

Религиозность с точки зрения науки

Множество исследований подтверждает, что религия оказывает либо благотворное, либо «нулевое» влияние на верующего. Так, духовные практики, являющиеся частью повседневной жизнью верующего, имеют такое влияние на мозг, при котором активируется работа зон мозга, отвечающих за сострадание, эмпатию, сотрудничество, и подавляется работа миндалевидного тела, побуждающего к гневу и страху.

Размышления о Боге, вечной жизни, истории сотворения и знамениях Всевышнего развивают «социальную осведомленность» и подавляют деструктивные эмоции и реакции.

Знания о Судном дне, о весах деяний, о воздаянии за совершенное и осознание, что каждое дело записывается, побуждают к нравственному поведению, проявлению ответственности, милосердия и терпеливости.

Список «полезных свойств» религиозности исследован не полностью, но уже этих результатов достаточно, чтобы понять, что религия не имеет прямого отношения к антиобщественному, деструктивному поведению.

А что имеет?

Эндрю Ньюберг и Марк Роберт Уолдман представили свою точку зрения на причины фундаментализма. По их мнению проблема заключается не в религиозном фундаментализме, а авторитаризме и стремлении диктовать свои идеалы как можно большему количеству людей. Как продемонстрировал Ф. Зимбардо в своем известном эксперименте  с социальной и нейрологической точки зрения опасно ставить себя в положение ничем не ограниченной власти. Он произвольно разделил группу здоровых людей на «заключенных» и авторитарных «тюремщиков» и поместил их в воображаемую тюрьму.  От «тюремщиков» требовалось поддерживать дисциплину и контролировать «заключенных». Менее, чем через 24 часа эксперимент вышел из-под контроля. Происходящее стало напоминать тип поведения, который солдаты США допустили в Абу Грейб, американской военной тюрьме в Ираке.

«Таким образом, - утверждают авторы, - когда речь заходит о фундаментализме, проблему представляют не религии. даже авторитарные идеологии, образующие их основу,  -  не источник проблем, которые мы видим сегодня в мире. Все дело в агрессивности». Врагом, по мнению автором, является не религия, а гнев, враждебность, нетерпимость, сепаратизм, крайние проявления идеализма, предубежденность, вызванная страхом, будь она мирской, политической или религиозной.

Таким образом, мы в очередной раз приходим к выводу, что причиной религиозного фундаментализма является вовсе не следование религии, а личные черты или характер самого человека. Именно личная агрессия, злоба, избыток гнева, причиной которого могут быть как его неудовлетворенность своей настоящей жизнью, так и отголоски его тяжелого прошлого, является причиной деструктивного поведения. Совершение же преступлений во имя того или иного блага – это лишь попытка оформить свой гнев в рамку благородства и героизма. Подтверждением данной точки зрения является также и тот факт, что из полутора миллиарда мусульман лишь мизерное число принимает участие в террористической деятельности.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle