Хитрости нафса. От страха к зависимостям

4019

«Зависимость существует там, где человек чувствует внутренне побуждение вкладывать энергию в то, чего им совсем не хочется»,

«Зависимость существует там, где человек чувствует внутренне побуждение вкладывать энергию в то, чего им совсем не хочется»,

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ключами сокрытого являются пять вещей, которых не знает никто, кроме Аллаха: никто не знает, что будет завтра ( или «никто не знает, что он приобретет завтра»); никто не знает, что скрыто в утробах; не знает человек,  в какой земле умрет; и никто не знает, когда пойдет дождь».

Также в Коране сказано: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».

Неизбежность последнего Часа и смерти, непредсказуемость завтрашнего дня, невозможность контролировать даже день сегодняшний и другие факторы реальности повергают нафс человека в скрытый ужас. Он боится хаотичности и непредсказуемости окружающей его реальности. Чтобы как-то совладать с тревогой, порожденной этим, человек стремится привести свою жизнь хоть в какой-то порядок. Дисциплина, рутина, педантичность в следовании расписанию и плану порой являются проявлением той самой тревоги нафса за будущее. Но это самые безобидные защиты от непредсказуемой реальности.

Другим способом защиты являются зависимости, которые искусственно снижают уровень стресса. Курение, алкоголь, наркотики, любовь к экстриму и опасным видам спорта или деятельности, трудоголизм, переедание… На этом список не заканчивается.

Другими навязчивыми идеями для спасения от страха является стремление достичь мирского успеха, повысить уровень дохода, склонность к роскоши. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы у сына Адама было две долины богатств, то он устремился бы обрести третью долину». Но это не спасает человека от тревоги, он становится лишь более несчастным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхама, несчастен раб одежды, несчастен раб убранства! Он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то сердится». «Наши зависимости – это усилия, направленные на то, чтобы не чувствовать того, что мы уже чувствуем. Мы хотим «оторваться», потому что застряли в житейском болоте. Мы «набираемся» из страха ощутить, насколько пуста наша жизнь».

Избавиться от этого страха, тревоги и порождаемых ими грехов и зависимостей невозможно. Либо им нужно смотреть в глаза, либо отвернувшись от них, наблюдать их проявления в грехах и губительных привязанностях. В хадисе Кудси Всевышний говорит: «Клянусь величием Своим! Я не объединю два страха и две безопасности для раба Своего. Кто боится наказания Моего в мирской жизни, тому Я гарантирую безопасность в вечности. Кто же уверен в своей полной безопасности и независимости от Меня в мирской жизни, тот вкусит страх в день Суда».

Но тогда каков путь управления этим страхом и тревогой перед будущим, перед жизнью, перед грядущим отчетом?

«Зависимость существует там, где человек чувствует внутренне побуждение вкладывать энергию в то, чего им совсем не хочется», - писал Джералд Г. Мей. То есть с одной стороны нам даны свыше и силы, и ресурсы для выполнения задачи, жизненной миссии, но с другой стороны, нас сдерживает лень и тревожность нафса перед неприятной работой. И когда этот зов фитры остается неуслышанным, игнорируемым нами, тогда он преобразуется в вредные для нас формы поведения и мышления. Как писал психоаналитик Дж. Холлис «Желание, оставаясь бессознательным, часто преобразуется в романтическую страсть, в поиски «магического другого», который проделает за нас жизненную работу, или проекцию нашей непрожитой жизни на других людей. иначе откуда бы взяться культу знаменитостей, что заполонил наши медиа, или нарочито-чувственной, нетребовательной духовности, царящей во многих домах».

Вывод из вышесказанного следующий: когда мы не идем по зову своей искренней веры, духовной фитры, которой каждый из нас наделен от рождения, эта сила никуда не исчезает. Она находит уже другие, «темные» пути проявления, подобно цветку, пробивающемуся сквозь асфальт. Однако в случае с верой ситуация другая: пробиваясь сквозь темные стороны нашей души, она в конце концов предстает перед нами не в виде искреннего поклонения, а в форме грехов и мирских привязанностей.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle
Home