Грехи приводят к дурному концу
«Смертельная агония явится с истиной»
Сура «Каф», аят 18
Грехи оставляют следы на жизни и сердце человека. Они лишают душевного спокойствия, уменьшают ризк, лишают благостности лица и т.д. И одним из самых тяжелых последствий является несчастный конец. Об этом свидетельствуют хадисы и свидетельства ученых. Сообщается, что Абдуль-Азиз ибн Абу Дауд сказал: «Однажды я присутствовал у постели умирающего, которому подсказывали произнести свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, но он сказал, что не верит в это. Потом я стал расспрашивать о нём, и оказалось, что он был пьяницей». И Абдуль-Азиз сказал: «Бойтесь грехов, ибо это они довели его до неверия».
Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: «Однажды мы отправились вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда её ещё рыли. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!» - он повторил это два или три раза, после чего продолжил:
«Когда же неверующий раб (в другой версии этого хадиса говорится: «грешник») расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми чёрными лицами. Они приносят с собой дерюгу из Ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: «Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха». Все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и на небесах, проклинают его душу. Для неё закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Затем ангелы уносят её в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это душа? Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел аят Корана: «Поистине, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (сура «аль Аъраф», «Преграды», аят 40).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: «Тогда Великий и Всемогущий Аллах скажет: «Впишите весть о нём в сиджжин, что находится в земле низшей». Затем ангелам велят: «Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз». Ангелы швыряют душу неверующего на землю, так, что она попадает в его тело. Тут Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и прочел аят Корана: «Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно упал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света» (сура «Хадж», 31) - и сказал:
«Его душа возвращается в тело, так, что слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к неверующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он бормочет: «М-ммм... Я не знаю...» «Какова твоя религия?» «М-ммм... Я не знаю...» «Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?» Но неверующий не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают: «Это Мухаммад!» Он же лишь бормочет: «М-ммм... Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так». «Ты не знал и не последовал за ним». Тогда глас с Небес возвещает: «Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад».
К нему подступают Адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается настолько, что его ребра переплетутся друг с другом. Тут перед ним предстает мужчина и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе». Неверующий спрашивает его: «Да обратит Аллах против тебя зло, кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой!» Он скажет: «Я - твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом» (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, аль-Хаким).
Хафиз Ибн Касир говорил: «Грехи, ослушание Аллаха и приверженность к страстям лишают человека поддержки в минуты смерти, подобно тому, как его предает шайтан. К этим двум предательствам присоединяется слабая вера, и все это проявляется в скверном конце. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, шайтан — предатель для человека» (сура «аль-Фуркан», «Различение», аят 29). Однако дурной конец — да упасет нас Аллах от него — не бывает у тех, кто душой и телом был покорен Аллаху, кто был верен Ему в речах и деяниях. Никто до сих пор не слышал о подобном. Скверный конец бывает у тех, кто имел порочные воззрения и творил плохие дела, кто осмеливался совершать великие грехи и преступал законы Аллаха. Случается, что грехи одерживают над ним верх, и он умирает, так и не покаявшись в них».
Перечисляя последствия грехов один из известных ученых в книге «Недуги и лекарства» говорил: «Раб теряет знания (начинает забывать), испытывает беспокойство в душе, трудности в делах, слабость в теле, лишается покорности Аллаху, благословения, счастья, ощущает стеснение в груди. Одни грехи порождают другие и входят в привычку; грешник позорится перед Аллахом и позорится перед людьми; на него падают даже проклятия животных, и он облекается в одежды унижения. Аллах накладывает печать на его сердце, и он попадает под проклятие Аллаха, а его мольба остаётся без ответа. Он распространяет порок на суше и на море, теряет честь, стыд, лишается милости. Его постигает наказание в мирской жизни, в его сердце вселяется страх, он попадает в плен шайтана. Грешника постигает плохой конец и наказание в будущей жизни».
Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, писал: «Грехи, ослушание Аллаха и приверженность к страстям лишают человека поддержки в минуты смерти... и его ожидает скверный исход».
Смерть часто отражает жизнь человека. Как будто суть его дел, мыслей, намерений выражается в последней сцене, различающейся от человека к человеку. Жизнь, освещенная верой, праведными делами, стремлением к добру и истине, завершается спокойно, благостно, с именем Всевышнего. А человек, посвятивший жизнь причинению вреда себе и другим, заканчивает ее мучениями, тяжело расставаясь с мирским и проводя последние мгновения в страхе, ужасе и конвульсиях.
Ася Гагиева