Главное свойство сердец
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Многие из нас хотели бы «застыть» в состоянии богобоязненности, праведности, смирения. Но попытки реализовать эти намерения посредством силы воли часто приводят к обратным результатам: возникновению гнева, недовольства, неудовлетворенности. Каждый, кто становится на путь совершенствования сердца, стремясь к непорочности и благонравию, должен учитывать одно из самых главных свойств сердца – его изменчивость.
Как сказано в одном из хадисов: «Поистине, сердце/къальб/ названо так по причине его изменчивости/такъаллюб/. И поистине, сердце подобно пёрышку в пустыне, которое зацепилось за основу дерева, а ветер переворачивает его с одной стороны на другую» Передают также со слов аль-Микъдада ибн аль-Асвада о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сердце сына Адама опрокидывается быстрее, чем закипевший котёл».
Ведая об этом свойстве человеческого сердца, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто обращался к Аллаху с мольбами о наставлении на истинный путь. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «О, переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на Твоей религии». Как-то я сказал: «О, посланник Аллаха, мы уверовали в тебя и в то, с чем ты пришёл, но ты всё равно боишься за нас?» Он ответил: «Да, ибо, поистине, сердца (сынов Адама) находятся между двумя пальцами Аллаха, которыми Он переворачивает (их) как пожелает» (ат-Тирмизи).
Всевышнему Аллаху принадлежит власть над всем Им сотворенным. Поэтому даже в вопросе самовоспитания нельзя всецело полагаться на свой ум и знания. Необходимо испрашивать помощи и наставления у Аллаха, как это делал сам Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах - между человеком и его сердцем (может помешать человеку добиться того, что он желает), и что вы будете собраны к Нему» (сура «аль-Анфаль», «Трофеи», аят 24).
В одном из толкований к этому аяту сказано: «Всевышний предостерег Своих рабов от ослушания, сообщив, что Он властен разорвать связь человека с его собственной душой. Пусть же люди остерегаются отвергать Его повеления, когда они узнают о них в первый раз, а не то они лишатся возможности выполнить Божье повеление, если пожелают этого впоследствии. Их сердца могут прийти в замешательство, поскольку Аллах способен нарушить связь человека с его же собственной душой. Аллах ворочает душами Своих рабов, как пожелает, и направляет их, куда пожелает».
Подобные сообщения побуждают к более внимательному отношению к сердцу и смирению перед Всевышним. Ведь порой человек, сознательно совершая грехи и преступления, может тешить себя надеждой, что он исправится, когда того пожелает. Самоуверенность и иллюзия независимости от Аллаха приводит к плачевным последствиям - Всевышний видит скрытое так же ясно, как и явное. В суре «аль Иншикак» («Раскалывание») говорится:
«Клянусь вечерней зарею!
Клянусь ночью и тем, что она собирает!
Клянусь полной луною»
Вы переходите из одного состояния в другое» (аяты 16-19).
Толкователи этого аята сказали: «В этом аяте утверждается изменчивость состояния людей, которая охватывает четыре составляющие:
- время. Это соответствует аяту: «Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 140) Т.е. счастливые времена чередуются с несчастными днями, так же спокойные времена чередуются с неспокойными, время, в когда засуха чередуется с плодородием и т.д.;
- место. Сегодня человек живет в одном месте, через некоторое время перемещается в другое место, и это происходит до тех пор, пока он не достигнет последней обители, однако до этого будет могила, которая является временным местом пребывания. Однажды один из бедуинов услышал мужчину, читающего Коран: «Страсть к приумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы (сура «ат-Такасур», «Страсть к приумножению», аят 1), и воскликнул: «Клянусь Аллахом, посетитель не остается в том месте, которое он посещает»!;
- состояние тела. Это соответствует аяту: «Аллах – Тот, Кто создает вас из слабости (создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу на слабость и седину. Он творит, что пожелает, ибо Он – Знающий, Всемогущий (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 54). Человек рождается слабым, маленьким, он даже может уместиться на одной руке, затем потихоньку становиться сильным, затем, после того, как достигает рассвета сил, снова возвращается к слабости;
- сердца. Изменения состояния сердец является удивительным явлением. Иной раз сердце привязано к мирскому, иной раз к имуществу, иной раз к женщинам, иной раз к дворцам, к автомобилям, а иной раз сердце связано только с Аллахом, и это является самым возвышенным состоянием сердца. Состояние сердец является самым великим из трех выше перечисленных состояний (время, место, тело), поэтому является обязательным для всех нас постоянно контролировать состояние наших сердец».
Осознание переменчивости сердца и зависимости его состояния от воли Аллаха не должно пугать нас или побуждать к отчаянию, напротив, это укрепляет в нашем сознании понимание необходимости быть смиренными перед Аллахом. Который управляет не только нашими внешними делами, но и «переворачивает сердца как пожелает». Такое понимание приближает нас к смирению перед Ним. А смирение, как нам известно, это то, что составляет основу веры мусульманина.
Ася Гагиева