• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Феномен «отмены»: почему аннулировались аяты в Коране?

Время чтения: 4 мин
10079

Одно из самых распространённых обвинений в адрес Ислама – это оправдание насильственных завоеваний и пособничество терроризму. За этими обвинениями кроется глубокое незнание исламской теологии, истории, учения в целом. В ответ на подобные обвинения мусульмане могут привести множество аятов в качестве опровержения. Например, в суре «аль Анфаль» («Трофеи») сказано:

«Если они склоняются к миру, то и ты склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (аят 61)

Первые мусульмане проводили оборонительные сражения против тех, кто мешал им исповедовать свою религию. Согласно одному из хадисов, Пророк (мир ему) сказал:

«Воистину, после меня будут конфликты и войны, и если вы можете завершить их миром, то делайте это»

Если такие высказывания имеют место быть, то почему Ислам не признается религией мира? Наверно ключевым в ответе на этот вопрос является феномен «отмены». Его можно отметить в аятах, касающихся употребления алкоголя. Считается, что ниспосланные позже аяты отменили предыдущее разрешение. Сначала вино не было категорически запрещено:

«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (сура «аль Бакара», пят 219).

Затем было запрещено совершать молитву в состоянии опьянения:

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (сура «ан Ниса», аят 43).

Затем алкоголь был окончательно запрещен:

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенник и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете» (сура «ат Тауба», аят 90).

Мудрость поэтапного запрета в том, что не все готовы сразу отказаться от алкоголя. Но справедливо ли то же самое в отношении аятов о мире?

Экстремисты и исламофобы считают, что отмена аятов касается и аятов, призывающих к миру. Они считают, что все подобные послания аннулированы «аятом меча»:

«Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их не обнаружили, берите их в плен, осаждайте и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «ат Тауба», аят 5).

В этой суре обсуждается вопрос племен, нарушивших договор и напавших на мусульман (9;13) Также обещается защита любому, кто ищет защиты и его нужно укрыть вне зависимости от того, принял он ислам или нет (9;6).

Учёный, знаток Корана Абдуль Халим утверждает, что «Теми, кто выделяет одну часть предложения, чтобы построить на нем свою теорию насилия, игнорируется весь остальной контекст аята 5, суры 9 со всеми его ограничениями».

Аннулирование аята достаточно тонкий вопрос. Есть типы частичного аннулирования известные как тахсис – спецификация, такид – ограничение, тафсир – объяснение, табын – уточнение, иститна – исключительное и шарт – условное.

Ученые, которые утверждали, что аят отменен, не имели ввиду полную отмену. Даже классические ученые, такие как Абу Джафар ан-Нахас, ас-Суюти говорили об около 20 случаях отмены, но ни один из них не упоминал об отмене аятов, призывающих к миру.

Основной аят о войне – это аят «Сражайтесь на пути Аллаха  с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (сура «аль Бакара», аят 190)

По мнению Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах)  преступление относится к войне против женщин, детей, стариков и тех, кто приходит с миром. Другими словами, запрещено причинять вред мирному населению и тем, кто не участвует в войне.

Вахба аль Зухайли, один из ведущих современных исламских ученых суммируя мнения относительно аятов о мире, говорит следующее:

«1. Военные действия разрешены только во имя Аллаха и ради отражения нападения, защита свободы вероисповедания.

 2. Война должна вестись с учётом ограничений. Тех, кто не участвует, нельзя убивать, нельзя убивать женщин, детей, священников, больных, стариков. Нельзя разрушать храмы, срезать деревья, убивать животных, кроме как для еды. Таковы были ограничения Пророка (мир ему) и праведных халифов.

3. Война также не ведётся для принуждения к Исламу, так как это противоречило бы одному из главных принципов Корана»

Таким образом, утверждение, что Коран или Ислам призывает к насилию против невинных людей или мусульман, - это ложь. Потому что война может быть объявлена только при определённых обстоятельствах, уточненных учеными. Ислам, напротив, призывает нас быть добрыми, честными, сострадательными ко всем людям.

Призывает ли Ислам к войне?

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle