Экономические и семейные права женщин в исламе
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА
Всевышний создал мужчин и женщин разными, со своими уникальными ролями, функциями и способностями. Подобно тому, как в обществе имеет место быть разделение труда, в семье так же каждый имеет свои обязанности. В число женских прав входит и материальное обеспечение мужчиной. В Коране говорится:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 34).
Быть попечителем значит не только обеспечивать женщину финансово, но также включает в себя ее защиту и уважительное милосердное отношение к ней.
Женщина по Исламу также имеет право на свою собственность, заключение договоров, ведение бизнеса и управление своими активами по своему желанию. Никто не может претендовать на ее сбережения и доходы, в том числе и муж. В Коране сказано:
«Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно о всякой вещи» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 32).
Женщины имеют право наследства. Согласно аяту суры «ан-Ниса» («Женщины»):
«Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел» (аят 7)
СЕМЕЙНЫЕ ПРАВА
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих» (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 21).
Брак – это не только физическая или эмоциональная потребность, но также и знамение Всевышнего. Это отношения с определенными правами и обязанностями, основанные на руководстве Всевышнего. Ведь Он сотворил мужчину и женщину, определив основу гармоничных взаимоотношений между ними:
«Ваши жены - одеяние для вас, а вы - одеяние для них» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 187).
Одеяние – это то, что обеспечивает как физическую защиту, так и сокрытие недостатков тела. Супруги также прикрывают недостатки другого и дополняют друг друга. Женщины в Исламе имеют различные права, обеспечивающие им любовь и защиту в замужестве. Так, например, первое право женщины – это право на махр, подарок от мужа. Он является частью брачного контракта и является условием законного брака.
Второе право – право быть обеспеченной. Муж, вне зависимости от достатка жены, должен обеспечить ее пищей, одеждой, жильем. Он не обязан тратить больше того, что может себе позволить, и жена не должна выдвигать нереализуемых требований. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (сура «ат-Таляк», «Развод», аят 7).
Право женщины по Исламу – на хорошее отношение мужа. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам».
Но помимо прав у женщин есть также и обязанности. Так, в Коране сказано:
«Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 34).
Женщине запрещено разглашать тайны их семейной жизни, допускать в дом людей, которые не угодны мужу, а также тратить средства мужа на то, что он не одобряет. Нужно координировать свои действия с мужем, советоваться. Но нельзя прислушиваться к советам, которые противоречат Исламу или могут вызвать гнев Всевышнего.
Многие люди, не близко знакомые с Исламом, считают мусульманок угнетенными. Но проблема угнетенности некоторых женщин-мусульманок не в том, что Ислам не защищает их права, а в дурном нраве опекунов этих женщин. Если бы все мусульмане соблюдали права женщин и призывали бы к этому друг друга, то и сегодня, в XXI веке женщины-мусульманки смогли бы полноценно наслаждаться теми свободами, которые определил для них Всевышний и передал через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 1400 лет назад. И многие убедились бы, что истинная свобода женщин возникла не на Западе в предыдущее столетие, а много веков назад на Востоке.
Ася Гагиева