Даъватчики поневоле
С именем Аллаха, Милостивого и Всмилостивого!
Сахль ибн Саъд, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день Хайбара Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу, который любит Аллаха и Его посланника и которого любят Аллах и Его посланник».
И после этого люди провели ночь, обсуждая вопрос о том, кому из них вручат это знамя, а наутро они явились к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Где Али ибн Абу Талиб?» (Ему) сказали, что у него болят глаза. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сплюнул ему на глаза и обратился к Аллаху с мольбой за него, после чего боль прошла, будто её и не было. А потом он вручил ему знамя, а Али, да будет доволен им Аллах, спросил: «Следует ли мне сражаться с ними, пока они не станут такими же, как мы?»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Двигайся не спеша, пока не встретишься с ними, а потом призови их к исламу и сообщи им о том, что является для них обязательным (по отношению к Аллаху). И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами!»
Каждый мусульманин был бы рад стать причиной чьего-либо становления на путь Ислама. Но не все к этому стремятся, а те, кто стремится, не всегда выбирают методы, которые приблизят их к цели. Когда мы говорим о даъвате, на ум первым делом приходят такие методы как красноречие, убежденность, умение конструктивно вести диалог.
Эти знания безусловно важны. Но важно также понимать и то, что язык – это не единственный способ даъвата. Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Будьте призывающими к религии Аллаха ничего не говоря». Люди спросили: «Как призывать к религии молча?» Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Призывайте людей своим нравом».
И действительно в истории Ислама немало примеров, когда не только отдельный человек, но и целые группы принимали Ислам по причине красивых благородных нравов мусульман. В целом, вся история нашей религии пронизана подобными примерами – когда честность и правдивость мусульман служила лучшим подтверждением ее истинности. Так, например, распространился Ислам в Индонезии. Это происходило на протяжении XIII-XIV веков.
Рассказывают, что первые мусульмане, прибывшие на острова Индонезии, были торговцами, а не «даъватчиками». Один из них, торговец сукном, прибыл туда со своим помощником. Он привез различные вида тканей, цена которых определялась их качеством. Однажды в его отсутствие его помощник продал кому-то дешевую ткань за высокую цену. Вернувшись, хозяин узнал об этом и очень огорчился, так как был богобоязненным и правдивым.
Вместе с помощником они отправились на поиски покупателя. И с трудом найдя его, вручили ему излишек и попросили прощения. Покупатель был удивлен таким поступком, так как разница была небольшой, и по его мнению не стоила таких трудов со стороны хозяина. Но хозяин объяснил, что в Исламе дозволен только халяльный заработок, а в случае присвоения чужого, пусть даже небольшой части имущества, можно навлечь на себя гнев Аллаха.
Удивленный покупатель поделился случившимся со своими знакомыми, история распространилась и дошла до правителя. Заинтересованный правитель призвал к себе того торговца и попросил рассказать о произошедшем. Когда ему объяснили, что так велит поступать им их религия, он проникся к этому вероучению симпатией и пожелал принять Ислам. А за ним стали принимать религию Аллаха и его подданные и народ. Так, за короткий промежуток времени народ, поклонявшийся идолам и статуям, принял религию Аллаха. И на сегодняшний день Индонезия занимает первое место по числу проживающих там мусульман, количество которых составляет 250 миллионов человек…
Можно много говорить об Исламе, пытаться убедить в ее истинности и правильности, но главным убеждением все равно будет сам человек – носитель этой религии. Если мы говорим об Исламе хорошо, но не показываем хороший пример, вряд ли этим можно кого-то убедить. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 110).
Таким образом, Всевышний возложил на мусульман высокую ответственность, назвав нас «лучшей общиной». Осознание этого должно вдохновлять нас на благодетель, высокую нравственность и отвращать от предосудительного. Многие немусульмане не знают Корана, Сунны, не знают, как жил и каким был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Но они видят нас, представителей этой религии, и судят о ней по нам. Любое слово, любой поступок, действие могут послужить либо призывом к этой религии, либо отдалением от нее.
Это не подразумевает, конечно, призыв к лицемерию или двуличию, когда мусульманин на глазах у иноверцев ведет себя одним образом, а в своем кругу – другим. Но значит, что нужно соответствовать тому высокому статусу, которым надели нас Всевышний, назвав Своими «наместниками» на земле и «лучшей из общин». И если мы не стремимся искренне быть истинными мусульманами не только по внешним атрибутам, но и по духу, и по нраву, то выражение «Ислам идеален, мусульмане не идеальны» вряд ли «спасет» немусульман от заблуждений о нашей религии. Потому что для большинства немусульман Ислам – это не то, что написано в наших книгах, а то, какие мы с вами: наши нравы, наши дела, наши слова и поступки.
Ася Гагиева