Что говорят историки о положении женщин в исламе?
Ислам в основе своей (а не в трактовках женоненавистников) призывает к уважению и почитанию женщины. В жизни арабских женщин многое изменилось с приходом религии Всевышнего. У них появились права: права самостоятельного выбора мужа, право на образование, на наследство, на участие в общественной и политической жизни, право на уважительное отношение и защиту.
Да, не всегда мусульмане следуют этой традиции, но в основе своей отношение Ислама к женщине именно таково. Об этом свидетельствуют не только религиозные тексты Корана и хадисов, но и историки, освещавшие вопрос отношения к женщинам в своих трудах.
Доктор Удо Шефер, немецкий религиовед, теолог и юрист, пишет о супруге Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Хадидже:
«Принимающая участие в общественной жизни, уверенная в себе, находчивая и умная жена Мухамада, Хадиджа, была примером арабской аристократии. Согласно требованию Пророка, что и женщина должна стремиться к образованию и знаниям, выдающиеся юристы тех времен требовали, чтобы к должности судьи допускались и женщины».
Зигрид Хунке, немецкий религиовед, автор книги «Аллах совсем другой. Разоблачение тысяча и одного предубеждения об арабах», пишет: «Женщины-юристы выступают в мечетях, принимают участие в общественных лекциях и толкуют законы. Среди них – специалист по государственному праву, восхваляемая как «мастер женщин-юристов». Званиями «шейха», «госпожа Профессор» и «гордость всех женщин» приветствуют ученую Шохду, которая после обучения у самых различных светил науки получила сертификат, позволяющий обучать, и теперь зажигает сама свой огонек. Поэтессы по-прежнему состязаются с поэтами, и никто не считает это странным».
Доктор Гюстав Ле Бон, французский психолог, социолог, антрополог и историк, говорит о влиянии Ислама на положение женщин: "Если мы хотим судить о влиянии Корана на положение женщин, то необходимо всего лишь посмотреть, что произошло с ними в период арабской цивилизации".
Отчеты упомянутых нами историков показывают, что их роль может считаться равноценной роли, которую позже играли женщины в Европе, когда там распространились галантные и рыцарские обычаи арабов. Именно от арабов, мы это показали, в Европе переняли рыцарские обычаи, а также предупредительное уважительное отношение к женщинам, которого требовали данные законы.
Таким образом, заслуга принадлежит не христианству, даже если всеобще принято так думать, а скорее исламу, так как благодаря ему женщину превознесли из ее прежнего низкого положения, в котором она находилась до тех пор. Благородные господа раннего Средневековья, будучи все христианами, не высказывали никакого уважения к женщинам. Чтение наших старинных летописей по этой теме не оставляет места для иллюзий. До того, как арабы научили христиан уважительному отношению к женщине, наши отважные воины с ними обращались худо во все времена феодализма.
Летопись Гарэна де Лорена приводит примеры обращения с женщинами во времена Карла Великого и даже самим Карлом Великим: «Разговаривая со своей сестрой, монарх бросился на неё, схватил за волосы, страшно поколотил, выбив ей при этом одним ударом своей железной перчаткой два зуба, но в правду и сам получил за это сильные удары». Современный соотечественник показал бы себя, конечно же, намного мягче. Важность женщин в блистательный период арабской цивилизации отражается главным образом их числом, выделяющихся благодаря своим научным и литературным знаниям.
В странах Ближнего и Среднего Востока во времена правления Аббасидов (750-1258 гг.) или в Испании во времена Омейядов (756–1031 гг.) многие женщины приобрели большую известность. [...] В заключение мы можем утверждать, повторяя ещё раз сказанное выше, что ислам был далёк от того, чтобы низвести женщин, а наоборот, значительно возвысил их. [...] Ислам улучшил положение женщин в обществе, и мы можем добавить, что он является первой достигшей этого религией.
Сказанное легко доказать, достаточно показать, насколько женщины притеснялись предшествующими арабам религиями и народами. [...] Также М. де Амиси, после своей обвинительной речи против полигамии, полностью исходя из своей европейской точки зрения, сказал по поводу роли восточных женщин следующее:
"Их всеобще уважают и относятся к ним с предусмотрительной вежливостью. Ни один мужчина не посмеет поднять руку на женщину посреди улицы. Ни один солдат не позволит себе, даже в суматохе мятежа, надругаться над даже самой бесстыдной женщиной. Муж обращается с супругой как бы с церемониальной почтительностью. Матери представляют собой особый культ. Ни один мужчина не позволит женщине сделать предназначенную для него работу.
Супруг обеспечивает супругу: в его дом она вступает только с приданым и с несколькими рабами. В случае изгнания или развода, муж обязан отдать жене столько, сколько ей необходимо для хорошей жизни: данная обязанность не позволяет мужу плохо обходиться с женой, так как она получила бы право уйти от него".
История до сих пор хранит имена многих женщин-мусульманок, проявивших себя в искусстве, различных областях наук, в религии, общественной и политической деятельности, что говорит о том, что Ислам открыл для них пути к развитию, постижению нового, проявлению своих способностей и творчеству. Современным же мусульманам важно сохранить эти ценности, принимая их за часть Ислама и показывая достойный пример почтительного отношения к женщине.
Ася Гагиева