Что делает человека глупым?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Кто воздержался от страстей,
Тот достиг наивысшей степени»
Хадис Кудси
Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен». Для кого-то глупость – спутник всей жизни, для кого-то приятель, с которым они встречаются время от времени. Но почему никто из нас не может избежать этих встреч? Почему даже самые знающие порой совершают не совсем целесообразные, благоразумные поступки?
К сожалению, от глупости нельзя «предохраниться» ни получением образования, ни стремлением к познанию, ни даже знанием. Потому что в каждом из нас есть сила, которой чужды разумные доводы и которая вступает в противоречие со здравым разумом. Страсти. Страсти нельзя путать с инстинктами. Инстинкты – это естественные влечения, которые коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере.
Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти, такие как жадность, тщеславие, гордость, зависть, ревность и др. Рациональные страсти являются жизнеспособными, они усиливают ощущение радости, способствуют самоутверждению человека, придают смысл его жизни. Иррациональные страсти наоборот мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности, лицемерию, утрате смысла жизни. Если человеку удается мобилизовать свои страсти на благом пути, то он достигает больше интеграции, целостности личности. До этих пор, как говорит Фромм, его можно обуздать, укротить, но не исцелить.
Люди прежде всего замечают, придают значение тому, что имеет для них в первую очередь эмоциональное значение. Однажды американский индеец и его друг гуляли по Манхэттену. Приближался час обеда, и улицы были заполнены людьми. Машины сигналили, на перекрестках скрежетали такси, завывали сирены, и эти звуки города почти оглушали. Неожиданно индеец сказал: «Я слышу сверчка».
Его друг ответил: «Что? Как ты услышал сверчка в таком шуме!» «Нет, я в этом уверен – протестовал друг. – Я слышал сверчка». Индеец на минуту прислушался. А затем направился через улицу к большому цементному горшку, в котором росло несколько кустарников.
Он заглянул в кусты пониже ветвей и обнаружил там маленького сверчка. Его нью-йоркский друг был крайне удивлен. «Это невероятно, – сказал он. – Должно быть, у тебя сверхчеловеческий слух!» «Нет, – ответил индеец, Мои уши ничем не лучше твоих. Все зависит от слуха сердца».
Затем он сунул руку к себе в карман, выгреб несколько монет и бросил их на тротуар. И тогда несмотря на шум переполненной улицы, каждый человек на расстоянии двадцати метров обернулся посмотреть, не его ли деньги звенят на тротуаре. «Вот видишь о чем я? – спросил индеец. – Все зависит от того, что важно для тебя». «Чтоб мудро жить, знать надобно немало», - говорил персидский поэт. Чтоб мудро жить, нужно слышать и пение сверчка, и звон монет, и голос просящего. Однако люди прежде всего видят и слышат только то, что имеет для них эмоциональное значение. Но не замечают того, что для них имеет значение в перспективе.
Идя на поводу страстей, человек игнорирует нечто более важное, существенное для его благополучия и развития. По причине такого ограниченного видения мы принимаем неверные, ограничивающие нас решения, иначе говоря, совершаем глупости вследствие подобного ослепления.
В арабском языке слово «страсть» переводится как «хауран» и имеет значение «любовь», «прихоть», «увлечение», «страсть». Всевышний порицает следование страстям и предупреждает об их пагубном влиянии на счастье человека:
- «Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть? Разве ты будешь над ними надсмотрщиком?» (сура «Аль-Фуркан», «Различение», аят 43).
- «Разве ты не видел того, кто взял своим богом страсть, и Бог сбил его с пути при Своем знании и положил печать на его слух и сердце, а на его зрение положил завесу. Кто же поведет его после Бога? Разве вы не опомнитесь?» (сура «Аль-Джасийя», «Коленопреклоненные», аят 23).
- «Если же они не ответят тебе, то знай, что они следуют только за своими страстями. Кто более сбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства от Бога? Поистине, Бог не наставляет людей несправедливых» (сура «Аль Касас», «Рассказ», аят 50).
Таким образом, если человек стал поклоняться своим страстям, то его знания не спасут его, а скорее всего, будут только вредить ему. Так как преклонив перед страстью свое сердце, он даже знание и религию будет использовать для удовлетворения своих прихотей, подчеркивая то, что соответствует его желаниям и игнорируя то, что им противоречит. Так что в спасении от глупости нельзя полагаться даже на свое знание – для этого нужно уповать на Аллаха, Который дат сердцу ясное понимание и покажет ему истину истиной, а ложь – ложью.
Ася Гагиева
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост!