• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Берегитесь благих намерений!

Время чтения: 3 мин
4994

Я всегда относилась подозрительно к благим намерениям. Не потому что они плохи сами по себе, а потому что на глубине самого светлого намерения зачастую может лежать самый отвратительный, эгоистичный, разрушительный мотив. Человек может истязать свою плоть «для очищения души». Убивать тысячами «ради спасения человечества». Преследовать и травить, чтобы «наставить на истинный путь». Лишать прав и возможностей, «потому что хочет защитить и заботиться».

Например, испанские колонизаторы к середине 16 века захватили участки земель племени гуарани, подавили сопротивление, и основали город, который назвали «городом Успения Госпожи нашей Девы Марии». «Светлое» наименование результата захватнического похода, чужого горя и лишения имущества.

Подобных случаев в истории масса – войны ради мира, убийства за религию, угнетение ради торжества справедливости, бедность ради процветания. Везде механизм один и тот же – зловонное и разрушительное действие прикрывается благовидным намерением.

В Коране Всевышний упоминает о благих делах многократно:

«Обрадуй тех, которые совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки» (сура «аль Бакара», аят 25)

«А те, которые совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно» (сура «аль Бакара», аят 82)

«Воистину, тем, которые вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «аль Бакара», аят 277)

«Тем же, которые совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна» (сура «алю Имран», аят 57)

«А тех, которые совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно» (сура «ан Ниса», аят 57)

«А тех, которые совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно по истинному обещанию Аллаха» (сура «ан Ниса», аят 122)

 

«Тех, которые совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна и даже приумножит его по Своей милости» (сура «ан Ниса», аят 173)

«Аллах обещал тем, которые совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (сура «аль Маида», аят 9)

«Воистину, Аллах введет тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, в райские сады, в которых текут реки» (сура «Мухаммад», аят 12)

Случайно ли акцентирование на благих делах и не-упоминание благих намерений? Почему Всевышний не сказал, что будут помилованы те, кто имел благие мотивы, а сказал только о тех, кто уверовал и творил благие дела? Может быть, потому что акцент на намерениях, и обесценивание того, что получается в результате, вводит нас в заблуждение?

Вера в то, что придерживаться определенных убеждений – уже великое благо, которое не требует реальных дел, ослепляет нас – она не позволяет нам рационально оценивать свои поступки, быть беспристрастными и честными. Возможно, это одна из ловушек сознания, согласно которой положительная оценка своего поступка заставляет нас игнорировать истинные (реальные) результаты наших деяний. Но для реального мира более важен конечный продукт, а не первоначальный посыл.

Мы больше не можем воевать ради мира и преследовать ради истины, ненавидеть ради любви и враждовать ради дружбы. Мы должны соотносить и измерять последствия своих поступков, мы должны оценивать деяния по итогу. Если мы хотим быть искренними и честными, с собой, с Творцом, с другими, мы больше не можем оправдывать злодеяния добрыми намерениями, смотреть сквозь благочестивость намерений на негативные последствия наших дел.

Мы должны научиться соизмерять мотивы и конечные дела, и быть критичными к тому, что получается в итоге. И всякий раз – рассматривать под микроскопом природу «светлых намерений». Чтобы не дать им стать «пропускным билетом» к совершению злодеяния.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle