7 доводов, почему ислам - религия мира, а не насилия и терроризма. Часть 2
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
III. Ислам - религия свободы вероисповедания
Аят: У одного из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двое сыновей были христианами. Однажды он пришел к Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Принудить ли мне их принять Ислам?» Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят: «Нет принуждения в религии. прямой путь уже отличился от заблуждения» (сура «аль-Бакара», аят 256)
История: Из истории нам известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лично заключал договора с некоторыми христианскими племенами и принимал обязательства защищать их. Он даровал им свободу отправления религиозных обрядов и считался с правами и привилегиями, которыми пользовались церковные деятели. Так, однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация из Йемена в составе христианских священников. Встреча происходила в мечети и пока они обсуждали вопросы, наступило время, в которое они должны были помолиться. Священники попросили у Мухаммада разрешения помолиться в мечети. На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал согласие. Следует отметить, что это не единичный или из ряда вон выходящий случай. Принципа свободы вероисповедания придерживались и преемники и последователи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так, известный учёный-богослов, исламовед, доктор Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути приводит слова Вусака Руми, который говорит: «Я был слугой Умара бин аль-Хаттаба, и он мне предлагал принять Ислам, с условием, что поручит определённые обязанности. Я отказывался. И ‘Умар приводил аят из Священного Корана: «Нет принуждения в Исламе».
Имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, ученик имама Абу Ханифа, в книге «ас-Сайр аль-Кабир» пишет: «Нет ни одного предания, ни от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни от его халифов, что кого-то из ахль-юз-зиммат (граждане-немусульмане) принудили к принятию Ислама. Поэтому, если кто-нибудь из числа тех, кого нельзя принуждать, как аз-зиммий или аль-мустамин, был принужден к обращению в Ислам, и он обратился, то в отношении него нельзя утверждать, что он стал мусульманином, пока не появятся с его стороны действия, указывающие на его добровольное принятие Ислама.
Например, он продолжит называть себя мусульманином и придерживаться Ислама после исчезновения всех элементов принуждения. В случае его смерти до этого проявления в отношении него применяются законы относительно неверующих. Если он вернётся к своей религии (куфр), то нельзя его убивать и принуждать к обращению в Ислам, поскольку, по нашему мнению, его принудили сделать то, что является запрещенным. Запрещено принуждать людей делать это, а значит, нет подтверждения добровольного принятия Ислама в отношении него. Как, например, если принудить мусульманина к неверию. Доказательством запретности принуждения служат слова Всевышнего Аллаха: «Нет принуждения в религии» (02:256).
Пояснение Всевышний Аллах послал религию, Коран, пророков только как напоминание, предостережение для людей, а также для воспитания высокой нравственности. А насколько «высоконравственна» религия, принятая под страхом смерти? Так что в принуждении нет не только обязанности, но даже логики.
Читайте также: 7 доводов, почему ислам - религия мира, а не насилия и терроризма. Часть 1.
IV. Ислам - религия защиты прав иноверцев.
Хадис: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто навредит иноверцу, навредит мне, а навредивший мне, вредит Аллаху» (Табарани).
История: В Исламе иноверцы не только защищены от принуждения к религии, но и защищены от вреда и притеснения со стороны мусульман и правителя мусульман. В качестве довода против Ислама противники обычно приводят в пример налог (джизья), который немусульмане обязаны были платить в казну халифата. Но этот довод обращается против них же, если узнать его детали. Дело в том, что налог, который платили представители других религий в исламском государстве был меньше, чем тот, который платили сами мусульмане, проживавшие на территории халифата.
Эта сумма, составлявшая 0, 20 % от дохода, была совсем не обременительна. Немусульмане в год платили сумму, которая равнялась расходам одной семьи в 10 дней. В то же время мусульмане были обязаны платить закят, составлявший 2,5 % от их дохода. Стоит также отметить, что те же христиане, проживая на территории христианских государств, были вынуждены платить 10 % от дохода церкви, а также налоги государю и феодалу. В большинстве случаев сумма налога составляла больше половины. Что касается халифата, старики и больные из числа представителей другой религии получали официально пенсию от государства и были на попечении мусульман. Так, однажды халиф Умар ибн Абдуль-Азиз во время осмотра владений заметил одного старика-немусульманина.
Они разговорились, старик рассказал о своих трудностях, нуждах. Выслушав его, Умар сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя джизью в период твоей молодости и оставить в старости на произвол судьбы». И он назначил ему пенсию. Таким образом, выходит, что немусульманам было гораздо выгодней жить на территории халифата, нежели на своих землях, где они вынуждены были платить большие налоги. Что же касается прав немусульман, то они соблюдались так же, как и права мусульман—никакой дискриминации, угнетения, пристрастного суда. Халиф Умар писал письма следующего содержания: «Во имя Милостивого Аллаха! От слуги Аллаха, руководителя правоверных, Умара (ибн ‘Абдиль-‘Азиз) губернатору ‘Али ибн Артату и верующим мусульманам его общины. Мир Вам! Хвала Аллаху, и нет Бога, кроме Аллаха!
Обратите внимание на условия жизни защищённых (немусульман, с которыми мусульмане заключили мирный договор) и обращайтесь с ними вежливо. Если кто-то из них достигнет почтенного возраста и останется без средств, вы должны дать ему средства. Если он имеет названных братьев, потребуйте, чтобы они заботились о нём…». В другом письме сказано: «Очистите списки от обязанностей (т.е. от несправедливо назначенных налогов) и проверьте старые списки. Если была допущена несправедливость по отношению к мусульманину или к немусульманину, верните ему его долг. Если такой человек уже умер, верните его право наследникам…».
В толковании к Корану аль-Куртуби пишет: «Кровь немусульманина навечно является запретной, как и кровь мусульманина, поскольку каждый из них, мусульманин и немусульмани, являются подданными Дар-уль-Ислам (Исламского государства). Это подтверждается тем, что мусульманин наказывается отсечением кисти руки за воровство имущества немусульманина. Это указывает на то, что имущество немусульманина равноценно имуществу мусульманина, а значит и кровь его равнозначна крови мусульманина, поскольку имущество является неприкосновенным в силу неприкосновенности его собственника».
Известный передатчик хадисов аль-Бухари сообщил, что когда Умар ибн аль-Хаттаб почувствовал приближение своей смерти, он сказал: «Я завещаю халифу, который придет после меня, хорошо обходиться с первыми мухаджирами (переселенцами в Медину), предоставлять их право и защищать их неприкосновенность. Я завещаю ему хорошо обходиться с ансарами, которые заняли достойное место и веру, принимать их благодать и сглаживать их неприятности. Я завещаю халифу после меня обходиться хорошо с людьми зимма (немесульмане, приживающие на территории халифата) и выполнять обещания, данные им, воевать на их стороне (т.е. защищать их) и не поручать им то, что им не под силу».
Выдающийся толкователь Корана Ибн Касир пишет: «Когда Умар ибн АбдулАзиз стал халифом и главой правосудия, он приказал своему глашатаю донести до людей следующие слова: «Если у кого-нибудь имеется какая-нибудь жалоба, пусть поднимет её на рассмотрение». Тут некий мужчина из числа немусульман пожаловался на амира аль-Аббаса ибн аль-Валида ибн аль-Малика по поводу своей фермы (поместье), которую аль-Валид передал своему внуку аль-Аббасу. Халиф вынес решение в его пользу и дал распоряжение вернуть ферму (поместье) ему немедленно».
Когда в 637 г. мусульманами был завоеван Иерусалим, глава оборонявшихся христиан патриарх Софрониус настоял на том, чтобы за ними были оставлены церкви, святилища и право исповедовать свою веру. Тогда Умар составил следующее соглашение: «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного. Раб Аллаха, Умар ибн аль-Хаттаб, Амир верующих, предложил людям Иллия (христиане Иерусалима) безопасность, предоставил им Амана (защита) для них самих, их денег, их церквей, их детей, их чести и их целомудрия, и остатка их людей. Их церкви не отбираются, при этом они не подлежат уничтожению, разрушению или перестройке, также являются неприкосновенными их ценности и деньги, и они не принуждаются к принятию Ислама, и никому из них нельзя вредить.
Иудеи не должны жить вместе с ними. С них будет взиматься джизья, как с городских людей. Они обязуются изгнать римлян, и те из них, кто хочет выехать с римлянами со своим имуществом, деньгами, детьми будут в безопасности пока не достигнут места предназначения. На основании Книги Аллаха, высказываний Его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего), соглашение между халифом и верующими будет действовать если люди Иллия отдадут то, что с них требуют т.е. джизью».
Пояснение: В каждой общине есть люди, которые нарушают заповеди своего учения, либо по невежеству, либо по черствости души. Однако в большинстве своем мусульмане были и остаются людьми мира, уважения и доброжелательности в отношении представителей других религий, культур и народов. Потому как к такому отношению и обязывает мусульман Ислам.
Продолжение следует
Ася Гагиева