3 опровержения фанатизма. Часть 1
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Если ты увидишь человека, защищающего истину,
который бранится, сквернословит и злится, знай, что его
намерения неискренни, ибо истина не нуждается во всём этом.
Чтобы истина была ясна, достаточно просто сказать о ней»
Имам Малик бин Анас
Религиозный фанатизм, сопровождающийся идеей дозволенности насилия и унижения «несогласных», стал одним из самых больных мест исламской уммы. В лучшем случае его плодами являются отторжение от религии по причине жесткости и нетерпимости ее последователей, в худшем – убийства, насилие и вражда. Что такое фанатизм и есть ли ему место в Исламе?
Чтобы не перепутать религиозное усердие с фанатизмом, следует иметь ясное развернутое представление о последнем. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона о фанатизме написано следующее: «Слово «fanaiticus» (в связи со словом fanum – священное место, храм) имело в латинском языке значение, сходное с тем, какое принадлежит словам «святоша», «ханжа», а затем значило «исступленный», «изуверный», «сумасбродный», «яростный», иногда «вдохновенный» (carmen fanaticun). Существительным, произведенным от этого прилагательного, раньше всего стали называть такое подчинение религиозной идее, которое сопровождается готовностью ради нее жертвовать собою, но в то же время и от других требовать безусловного ей подчинения.
Фанатизм в области настроений – то же самое, что догматизм в сфере мысли и деспотизм в сфере действий, навязывающий другим подчинение чужой воле. Это – соединенное с страстным возбуждением всего существа рвение в проведении идей и убеждений, считаемых верными, хотя объективно не доказанными. Все, что не согласно с догматом фанатика, он рассматривает как нечто безнравственное, унизительное для человеческого достоинства, оскорбительное для Божества и всего истинного и справедливого. Всякое противоречие и даже простое сомнение принимается фанатиком за преступление, заслуживающее строжайшего наказания.
Обычно фанатизм характеризуется искреннею убежденностью в абсолютной истинности известных принципов и стойкой им верностью, но в громадном большинстве случаев искренность здесь соединяется с неясностью мысли, а стойкость переходит в упрямство. В самом понятии «фанатизм» заключается и его осуждение как своего рода узости, ограниченности, упорства».
Это определение включает в себя основные признаки фанатизма. Проанализируем каждый из них через призму хадисов и аятов.
1. «Такое подчинение религиозной идее, которое сопровождается готовностью ради нее жертвовать собою, но в то же время и от других требовать безусловного ей подчинения».
В религии приветствуется призыв единоверцев и иноверцев к добру и истине, однако же это запрещено делать путем, оскорбляющим или вредящим призываемого. В Исламе есть призыв, но нет принуждения. Об этом свидетельствуют аяты Священного Корана, в которых Всевышний говорит:
• «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежну. Рукоять, которая нигде не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (сура «аль-Бакара», аят 256).
• «Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной». Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям: «Обратились ли вы в Ислам?» Если они обратятся в Илам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения. Аллах видит рабов» (сура «аль-Имран», аят 20).
• «На Пророка не возложено ничего, кроме передачи Откровения» (сура «аль-Маида», аят 99).
• «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих» (сура «Юнус», аят 99).
• «Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть уверует, а кто не хочет, пусть не верует» (сура «аль-Кахф», аят 29).
Этот аят нуждается в разъяснении. А именно о положении джихада в отношении иноверцев и относительно призыва к добру и запрета предосудительного в отношении к верующим. Начнем с первого. Относительно джихада и принуждения к религии Мухаммад Абдул-Азим аз-Заркани сказал:
«Что касается меча и узаконивания джихада в Исламе, то это не ради утверждения самой веры в человеке и не ради принуждения отдельного человека или группы поклоняться Аллаху, но ради отражения нападок неверующих, их оскорблений против религии и установления возможности открыто и свободно призывать к истине, дабы исчезла смута и искушение, и чтобы люди могли поклоняться Аллаху».
Что касается призыва к добру и истине, то это является обязательным для мусульманина. Однако же призыв следует вести достойным образом, не унижающим человека, не обременяющим для него его религию, не отвращающим его сердце еще больше, помня, что ваша ответственность заключается только в том, чтобы сказать, донести истину, но услышит ли ее другой – это воля Всевышнего. Так как сказано в Коране: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь. Это Аллах ведет прямым путем, кого пожелает, и Он лучше знает тех, кто ступил на прямой путь» (сура «аль-Касас», аят 56).
Ася Гагиева