• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Жизнь с позиции шахады

Время чтения: 6 мин
4617

Человек, который осознает иллюзорность мира, - человек шахады, - знает, что поступая по совести, он поступает так, как угодно Богу, и что Бог не оставит его в беде и непременно позаботится о его будущем и благополучи

Человек, который осознает иллюзорность мира, - человек шахады, - знает, что поступая по совести, он поступает так, как угодно Богу, и что Бог не оставит его в беде и непременно позаботится о его будущем и благополучи

Один султан инкогнито посещал занятия суфийского шейха. Когда он услышал от него, что этот мир иллюзорен, то крепко задумался: Что же получается – моя власть, богатства, мои жены и дети, мои кони, моя армия – все это иллюзия? А стены моего дворца? Как они могут быть иллюзорными? Даже самый отчаянный ассасин не сможет пройти сквозь них, чтобы убить меня. В общем, эти мысли лишили султана покоя. Он решил вызвать шейха во дворец и разобраться во всем прилюдно. На вопрос султана о том, иллюзорен ли мир шейх ответил хадисом Пророка:

– Все ложь, кроме Бога.

– Погоди-ка! – заявил султан, – Я не могу просто поверить, что это так. Я должен проверить это. Я поставлю тебя перед неким фактом этого иллюзорного мира и там посмотрим, насколько ты прав.

Султан велел шейху стать посреди городской площади, а потом велел выпустить туда бешеного слона, которого держали на огромных цепях. Сам султан вышел на балкон своего дворца, люди попрятались в своих домах, даже стража скрылась за массивными воротами дворца и наблюдала за происходящим из бойниц. Слон увидел одиноко стоящего человека и бросился в его сторону, издавая ужасный рев и сотрясая площадь своими огромными ногами. И шейх… дал деру! Он бежал так быстро, что слон не смог его догнать. Когда слона увели, Султан подошел к шейху. Тот тяжело дышал и был весь мокрый от пота.

– Ты и теперь будешь продолжать утверждать, что мир иллюзорен? – спросил султан.

Да, Ваше Величество! – сказал шейх, – мир, несомненно, иллюзорен.

Султан рассмеялся и сказал:

– Да ты просто сумасшедший! Если мир иллюзорен, тогда почему ты убежал от слона как последний трус? Почему ты кричал от страха? Почему ты вспотел и дрожишь как осиновый лист? Посему твое сердце готово вырваться из груди? Это иллюзорный слон тебя так сильно напугал?

– Ваше Величество! – ответил шейх, - все происходящее – так же иллюзорно, как и этот слон: и мой страх, и мой пот, и мои крики, даже то, что мы стоим здесь и обсуждаем случившееся – тоже иллюзорно.

Султан возмутился:

– Хватит с меня этой ерунды! Ты – ненормальный! Ты даже опаснее, чем этот слон! За тобой следуют люди и поэтому они – в опасности! Нам не о чем более говорить!

Действительно, ответ шейха выглядит странным в свете его заявлений и последующего поведения в критической ситуации. Он говорит, что мир иллюзорен, точнее скажем, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал, что все кроме Бога есть иллюзия. Но от этого стены не становятся проницаемыми и проблемы никуда не исчезают. В таком случае, что же на самом деле стоит за этим утверждением?

Пророк и шейх не имеют в виду, что мира не существует. Они говорят, что когда человек видит реальность под неверным углом, то он видит его искаженным, поэтому вещи в его видении не таковы, какими кажутся.

Мир не таков, каким кажется – вот в чем иллюзия.

Все дело в искаженном восприятии действительности. Видимый нами мир – лишь малая часть мира, доступная для восприятия нашими органами чувств (естественный способ  восприятия) и нашим социальным «декодером» (внушенный обществом способ восприятия).

Иллюзия исчезает в тот момент, когда до человека доходит подлинный смысл шахады, которая гласит, что нет никакой другой реальности кроме Всевышнего.

Само слово шахада означает видеть, свидетельствовать. Произносить шахаду и действительно свидетельствовать – это разные вещи. Подобно тому, как произношение слова халва не позволяет нам почувствовать сладость этого блюда, так и произнесение шахады еще не означает, что мы осознаем ее смысл и воспринимаем мир с позиции шахады, т.е. с позиции неискаженного ничем свидетельствования окружающей нас реальности. На то, что произнесение шахады еще не означает восприятия жизни  с ее позиции намекает хадис, в котором сказано, что тот, кто осознал смысл шахады и проникся им, тот опаснее для сатаны чем тысяча поклоняющихся (абидин).

Иными словами, человек, который осознал шахаду и проникся ею, выходит из иллюзии, создаваемой дьяволом, и перестает быть его жертвой. Но это не значит, что дьявол создает иллюзорный мир, отнюдь нет! Дьявол ничего не создает. Мир сотворяется Всевышним, но дьявол диктует человеку способ восприятия этого мира. Об этом также имеется хадис, который сообщает, что когда рождается младенец, дьявол ставит на нем свою печать и в этот момент ребенок плачет. Такова природа первого крика новорожденного.

И что Аллах не позволил прикоснуться дьяволу лишь к двум людям: к Марьям (р.а.) и ее сыну Исе (а.с.). Данный хадис повествует о том моменте, когда дьявол заражает человека своим способом восприятия мира! Этот способ настолько хитрый и коварный, что человек на протяжении всей жизни может так и не почувствовать подвоха и продолжать считать мысли и наущения дьявола своими мыслями, из которых рождаются его поступки. Итак, все проблемы возникают оттого, что человек действует поддаваясь гипнозу дьявольских внушений.

Простой пример из жизни: некий прораб при строительстве школы заметил грубую ошибку - одна свая была забита не точно на своем месте. Это было чревато тем, что опоры, возводимые на этой свае когда-нибудь могли сорваться от малейшего сотрясения и привести к обрушения всех трех этажей.

Проблема была в том, что опоры уже были возведены, полным ходом шел монтаж горизонтальных перекрытий – будущих полов и потолков. Прораб, конечно же, мог забить тревогу о остановить стройку. В этом случае пришлось бы разбирать собранное, а это – расходы и т.д. Сам прораб наверняка лишился бы работы за недосмотр. Как поступить в такой ситуации? Профессиональный долг, совесть, сердце подсказывает, что нужно останавливать строительство пусть даже ценой потери работы. Ведь речь идет о безопасности сотен детей, которые будут учиться в этом здании.

А дьявол диктует, что нужно сохранить работу, иначе начнутся проблемы у одного человека. Именно об этом говорится в Коране: «Дьявол пугает вас бедностью и толкает на мерзость…». Если прораб выбирает второй вариант и предпочитает свое благополучие безопасности детей, то такое решение означает решение человека, который живет в иллюзиях и не ведает о подлинном смысле своего пребывания этого мира. Он действует от ума, а не по велению сердца.

А что касается человека, который осознает иллюзорность мира следует голосу сердца, то да, возможно, он потеряет работу, но строительная ошибка будет исправлена. Правда, возможно, что ошибку и не исправят, но при любом раскладе совесть прораба и его душа будут чисты, ведь на них не ляжет грех и ответственность за жизни, подвергаемые опасности.

Человек, который осознает иллюзорность мира, - человек шахады, - знает, что поступая по совести, он поступает так, как угодно Богу, и что Бог не оставит его в беде и непременно позаботится о его будущем и благополучии.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle