Вклад мусульманских пилотов-инженеров в развитие мировой авиации
Нормальный человек всегда смотрел в небо. Оно высокое, прозрачное, оно притягивает взор и будоражит воображение. Днем оно прекрасно, ночью оно бесконечно. Древняя легенда об Икаре, дерзнувшем подняться в небо и долететь до солнца – это, конечно, только легенда, но она отражает изначально заложенное в человека стремление вернуться в небо. Не случайно в языках алтайских тюрок небо до сих пор передается словом Тенгри. И не просто так в Коране многократно звучит понятие Семь небес.
Между прочим, первый управляемый полёт на дельтаплане совершил в IX веке мусульманин Аббас ибн Фарнас, живший в Андалусии, части некогда мусульманской Испании, так называемом Кордовском халифате.
В исторических хрониках зарегистрировано несколько попыток полёта этого арабского инженера и изобретателя. Ибн Фарнас пользовался покровительством эмира Абд ар-Рахмана II, что делает честь просвещенности и прогрессивности мусульманских правителей той поры.
В 852 г. Ибн Фарнас соорудил крылья из ткани, натянутой на деревянные распорки. С этим похожим на зонтик аппаратом Аббас ибн Фарнас спрыгнул из минарета Великой Мечети в Кордове. Но в тот раз полет не состоялся, превратившись в замедленное свободное падение. Но, несмотря на провал эксперимента, Ибн Фарнас по сути, изобрел прообраз парашюта.
Ибн Фарнас не оставлял попыток покорить небо в управляемом полете на конструкции тяжелее воздуха. В конце концов, через двадцать лет после первой попытки будучи уже в возрасте 65 лет, Ибн Фарнас разработал улучшенный проект летательного аппарата, который предполагал управление полетом.
Инженер спустился с маленького холма, который назывался Джабаль ал-'арус на стреловидном каркасе с крыльями, который, можно считать прообразом современных дельтапланов. Пилот управлял своим аппаратом, благодаря чему ему удалось продержаться в воздухе в течение достаточно долгого времени, по некоторым подсчётам целых десять минут.
Так мусульманин совершил первый в истории авиации управляемый планирующий полет: он мог изменять его высоту и направление. Ему даже удалось возвратиться туда, откуда начал путь.
Полет Ибн Фарнаса вдохновил европейца Эйлмера Малмсберийского, который более чем через столетие (около 1010 г.), на аппарате, похожем на планер, пролетел около 200 метров
Между тем, весть о достижении андалусского ученого пошла гулять не только по Европе, но и по мусульманскому Востоку, зажигая сердца мечтателей о полетах в небе.
Одного из таких изобретателей звали Хезарфен Ахмад Челеби. Он жил в первой половине XVII века в Османской империи. Личность, между прочим, легендарная. В 1632 году после неоднократных попыток покорить небо, ему удалось перелететь через Босфор на самодельных крыльях, пролетев около 3.5 километров. Авиатор стартовал с макушки башни Галата, которая находится на холме между бухтой Золотой рог и Босфором. Приземление состоялось в азиатской части города Ускюдаре. Полет прошел успешно, летчик не получил каких-либо травм.
Таким образом, еще один неугомонный мусульманин вошёл в историю как один из пионеров авиации.
Айдар Хайрутдинов