Тюркская история Египта: Мамлюкская эпоха
Продолжим наше знакомство с тюркской историей Египта. Династия Фатимидов правила в Египте около двух веков (969-1171) и завершилась завоеванием страны основателем династии Аййубидов – Йусуфом ибн Аййубом, более известным под именем Салах-ад-Дин. Тюркский компонент в эпоху правления Аййубидов был представлен тюрко-мамлюкским наемным войском, принадлежавшим султану Аййубу – последнему из упомянутой династии. Однако, возможно, и сам султан был тюркских кровей, поскольку своего сына он назвал тюркским именем Тураншах. Что касается мамлюков, то султан нанял их для отражения предполагаемого монгольского нападения на Каир, однако погибнуть ему было суждено не в битве с монголами, но в ходе войн с французским королем-крестоносцем Людовиком IX в 1249 году.
Смерть султана привела и к насильственному умерщвлению его сына Тураншаха. Инициатором этого преступления была супруга Аййуба, некая госпожа по имени Шаджарат ад-Дурр – армянка по происхождению, бывшая рабыня из гарема багдадского халифа Мустасима. С помощью мамлюков ей удалось захватить власть и править некоторое время (точнее – всего 80 дней) в качестве регентши, т.е. от имени своего сына – принца Халиля. Надо признать, что в истории Египта Шаджарат ад-Дурр останется третьей женщиной-правителем (после цариц Хатшепсут (XIV в. до н.э.) и Клеопатры (69-30 гг. до н.э.).
Женщина у власти не могла не вызвать недовольства халифа, и ей пришлось выполнить его волю, выйдя замуж за лидера мамлюков по имени Айбек. Айбек стал первым правителем Египта, точнее – наместником багдадского халифа, из числа мамлюков-тюрков. Однако его правление было недолгим – в 1257 году, узнав о намерении ее мужа взять еще одну жену, она устроила заговор с целью его убийства. В результате был убит как султан Айбек, так и сама Шаджарат ад-Дурр. Вскоре после этих печальных событий к власти пришел помощник Шаджарат ад-Дурр – уже упоминавшийся нами Захираддин Бейбарс.
С имен Айбека и Бейбарса начинается мамлюкский период в истории Египта, который длился почти три века, хотя окончательная точка в истории мамлюков была поставлена много позднее – в период Османского правления, когда египетский паша Мухаммад Али в 1811 году, устроил массовое убийство 600 мамлюкских беев, которых он коварно заманил в ловушку.
Три века мамлюкского господства представляют собой пример теснейших отношений между “тюркским” Египтом и Золотой Ордой. Один из мамлюкских султанов выразил это следующими словами: “Мы и татары – из одного рода, и один от другого не отречется.” Имя этого султана аль-Мансур Сайфуддин Калаун (1222-1290). Вначале Калаун занимал должность мамлюкского сотника. Под его предводительством войско мамлюков нанесло поражение монголам и отвоевало у крестоносцев несколько важных крепостей. Походы армии Калауна в Нубию вернули ее в зависимость от Мамлюкского султаната. Во времена его правления Египет поддерживал дипломатические и торговые отношения со многими государствами Западной Европы и Востока, в том числе и с Золотой Ордой.
По словам венецианского купца Эммануэля Плотти, который жил в Каире с самого начала XV века, при мамлюках он превратился в “величайший город на земле”. А немного ранее, в середине XIV века году знаменитый путешественник Ибн Баттута назвал Каир “Матерью городов”, в которой множество зданий непревзойденных по красоте и величии. Тем не менее, мамлюкский период – это эпоха бесконечных интргиг и переворотов: из пятидесяти четырех султанов мамлюкского происхождения лишь десять умерли своей смертью. Остальные были либо убиты в ходе бесконечных дворцовых переворотов, либо им посчастливилось остаться в живых после смещения с трона.
Как бы там ни было, но мамлюки оказались у власти в очень сложный исторический период, когда Миср был вынужден сражаться с крестоносцами и монголами одновременно. И именно мамлюки покончили с нашествием крестоносцев и отразили монгольское нашествие, сохранив Египет в качестве живого очага исламской цивилизации, в отличие, наприимер, от Багдада и Шама, разоренных монголами и Иерусалима, захваченного крестоносцами.
В Каире сохранились гробницы мамлюкских военначальников и султанов. Их архитектурный облик во многом созвучен традициям тюркского каменного зодчества, которые, в частности, сохранились в Булгаре. Взгляните сами:
Разговор о тюрко-мамлюкском вкладе в историю Египта невозможно завершить в одной короткой статье, поэтому эта тема, иншаллаh, будет продолжена в следующих фоторепортажах.
Айдар Хайрутдинов
Поделитесь рассказами о тюркской истории Египта, сделайте репост на Facebook!