• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тюркская история Египта: эпоха Сулеймана Кануни

Время чтения: 2 мин
3804

Османское правление Египтом, равно как и большей частью территорий, которые сейчас называются “арабским миром”, длилось четыре века. 

После присоединения Египта Селим султан стал одновременно халифом всех мусульман. И все османские султаны вплоть до 1924 года назывались халифами

Сын Явуза Селима султан Сулейман Кануни ("Законодатель") (1494-1566), которого в Европе прозвали Великолепным и Завоевателем, продолжил политику налаживания отношений с мамлюкской элитой, найдя для них место в иерархии власти. Правитель Османской империи провел ряд реформ управления, которая выражалась в том, что, не разрушая мамлюкскую систему администрирования, поставил во главе Египта своего чиновника – пашу, подчинив ему двенадцать мамлюкских эмиров в провинциях.

Этих бывших мамлюков стали называть беями и даже оставили за ними право содержать личное войско. Благонадежность эмиров контролировалась инспекторами из личной охраны египетского паши. Кроме этого, власть османского паши Египта была укреплена пятью тысячами янычар, численность которых при Сулеймане Кануни составляла 20 000 сабель.


Интересный поворот: если арабские халифы набирали в свою армию тюрок и кавказцев, которые становились мамлюками, то османские султаны набирали армию в основном из христианских юношей из покоренных ими европейских стран, которых после специальной военной подготовки переводили в статус янычар (от тюркского «ени чери», что означает «новое войско»).

Янычары были расквартированы в главной каирской крепости – Цитадели, построенной еще в XII в. по распоряжению Салахаддина.


В 1528 году наместник Египта Сулейман паша дает распоряжение о постройке на территории Цитадели мечети для янычар. Это была первая мечеть, возведенная тюрками-османами в Египте. является самой первой мечетью в Египте, построенной турками. Османцы не стремились к грандиозности своих построек, в силу чего мечеть Сулейман-паши уступает по размерам многим мамлюкским усыпальницам. Ее минарет сильно отличается от вычурных минаретов Каира эпохи мамлюков: он прост и увенчан конусной кровлей, столь характерной для минаретов османских мечетей.

Что касается политической истории Египта, то после правления Сулеймана Кануни, к концу XVI в., мамлюкские феодалы смогли вернуть себе утраченные позиции во властной иерархии. Воспользовавшись ослаблением центральной власти при правлении сына Сулеймана Кануни Селима II (1524-1574), мамлюкские беи стали править Египтом, лишив османских пашей фактической власти и оставив за ними лишь номинативные функции султанских наместников.

Айдар Хайрутдинов

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle