Транспортный коридор вдоль Каспия: на пути к «Евразийскому хартленду»
После переговоров главы МИД РФ Сергея Лаврова с его иранским коллегой российский чиновник сделал заявление о начале работы над созданием давно обсуждаемого транспортного коридора Север-Юг вдоль побережья Каспийского моря. Особое значение на фоне недавнего военного обострения отношений между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха имеет тот факт, что Азербайджан согласился принять участие в этом трехстороннем проекте.
С одной стороны, сей факт добавляет оптимизма по поводу будущего этой новой транспортной артерии, а с другой стороны он является несомненным бонусом в копилку российской дипломатии, которая выиграла очередной раунд в противостоянии коварству американской внешней политики, которая старательно разжигала упомянутый конфликт, подначивая турецкую сторону. А если учесть, что свое заявление о том, что Россия, Иран и Азербайджан договорились о начале переговоров по реализации проекта транспортного коридора «Север-Юг» С. Лавров сделал в присутствии иранского министра иностранных дел Джавада Зарифа и его азербайджанского коллеги Эльмара Мамедъярова во время встречи в Баку 7 апреля, т.е. спустя считанные часы после выхода Азербайджана из военного конфликта из-за Нагорного Карабаха, спровоцированного все более впадающим в отчаянье турецким президентом Эрдоганом, то эту дипломатическую победу можно назвать виртуозной.
Судите сами: США, НАТО и Турция готовились пожинать плоды кровавой бойни между сторонами, втянутыми в Нагорно-Карабахский узел, а вместо этого возник новый инфраструктурный проект, объединяющий важнейших политических игроков региона.
Собственно, в заявлении С. Лаврова было сказано, что стороны обсудили вопросы, связанные с материальной стороной сотрудничества и была достигнута договоренность о том, что соответствующие ведомства трех стран-участниц проекта (т.е. министерства транспорта, таможенные органы и консульские службы) приступят к детализации практических аспектов реализации проекта транспортного коридора (ТК) «Север-Юг» вдоль западного побережья Каспийского моря.
Этот суперсовременный транспортный коридор должен связать Индию, Иран и Азербайджан со странами и рынками Евразийского экономического союза, в который входит не только Армения, но также Россия, Казахстан, Кыргызстан Беларусь. Кроме этого ожидается, что ТК «Север-ЮГ» изменит экономическое пространство Евразии, оказав огромное позитивное влияние на ведущие экономики азиатской части материка, от России до Индии, входящей в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В свою очередь проект ТК «Север-ЮГ» на порядок повышает экономическую и статусную привлекательность самой ШОС, членами которой, на данный момент являются Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
На подходе к членству в ШОС находятся Индия и Пакистан, которые вот-вот официально получат статус полных членов организации. Ожидается также, что Иран, в настоящее время имеющий статус страны-наблюдателя, получит предложение о полном членстве позже в этом году, после отмены экономических санкций. С присоединением к соглашению о транспортном коридоре Тегеран-Москва, Иран замыкает «Золотой треугольник» Пекин-Тегеран-Москва, что является важным экономическим и геополитическим событием, способным пошатнуть существующую гегемонию Запада.
В этом свете достигнутое соглашение между Россией, Ираном и Азербайджаном представляет собой важный и актуальный шаг в процессе создания крупнейшего экономического пространства в мире, который уже называют не иначе как «Евразийском хартленде».
Это тот самый «ужастик», от которого бросает в дрожь западных лидеров. Так, британский геополитик Хэлфорд Макиндер предупреждал, что «Евразийский хартленд» представляет собой крупнейшую угрозу гегемонии Британской империи, а позднее – ее американской наследнице – США.
Айдар Хайрутдинов