Судьба музеев на Ближнем Востоке
Восток – колыбель человечества. Поэтому на Востоке следы седой древности всегда сопровождали человека. И не на пустом месте Коран раз за разом призывает людей обратить внимание на останки было старины, дабы задуматься о том, почему древних постигла такая участь и как выправить жизненный путь, чтобы такого не произошло впредь.
И не просто так началась война с памятниками древности с самого начала западного вторжения в Ирак, – одну из ключевых стран Ближнего Востока, – в 2003. Помимо геополитических и прочих целей была поставлена также и менее заметная, но очень конкретная цель – уничтожить как можно больше культурных артефактов, древних архитектурных сооружений, книг и рукописей, дабы превратить людей в лишенных исторической памяти приматов, озабоченных только поиском пропитания. В результате, Национальный музей в Багдаде был разграблен, а содержимое Национального архива сожжено, и делалось это под наблюдением американских военных.
Каток варварской войны с памятниками старины прокатился и по Сирии. Мы помним трагедию античной Пальмиры и ее главного смотрителя Халида Ас‘ада похищенного и убитого террористами т.н. «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация - прим.ред.) в 2015 г., который так и не выдал пытавшим его бандитам местоположение тайников, в которых он успел спрятать ценнейшие экспонаты и исторические ценности.
Подвиг Халида Ас‘ада не забыт, а его дело продолжено. В наши дни сирийские деятели науки и сотрудники музеев прилагают максимум усилий для спасения или хотя бы документирования уже утраченных древностей Сирии. Речь идет о составлении каталога 300 000 древних сокровищ из музеев Сирии и 100 000 исторических мест. Стеклянные витрины стоят пустыми, их драгоценное содержимое разграблено и исчезло.
Бесценные артефакты десятков культур и религий, которые когда-то украшали Национальный музей в Дамаске и которые делают культурное наследие Сирии уникальным на Ближнем Востоке, исчезли. Теперь часть из потерянных сокровищ украшает частные коллекции западных любителей старины, которые не гнушались покупать их из рук террористов и прочих авантюристов, прекрасно зная, что покупают краденое из рук военных преступников. Часть, возможно, утрачена бесследно.
Генеральный директор Департамента древностей и музеев Сирии профессор Абдулкарим Ма‘мун, до 2012 года работавший профессором археологии в университете Дамаска, был призван возглавить музей и подготовить план действий по спасению артефактов страны. Он посвятил себя разработке и реализации крупнейшего проекта сохранения памятников истории и выполнил поставленную задачу. Сотрудники музеев, работая под руководством Абдулкарима Ма‘муна, который учел печальный опыт музеев Ирака, стали прятать сокровища еще до того, как в Сирии начались боевые действия. Операция прошла почти во всех музеях страны.
По понятным причинам профессор Ма‘мун не говорит, куда были вывезены и где спрятаны сокровища музеев, но он уверен, что они защищены практически от любой угрозы. Национальные архивы в Центральном Дамаске также были вывезены в тайное место. Под руководством профессора Ма‘муна удалось обеспечить сохранность 99 процентов экспонатов из 300 000 объектов в 34 крупных музеях по всей стране. Профессор констатирует, что проблема спасения сирийского исторического наследия решена.
Однако были и потери. Самая большая потеря имела место в Ракке, штабе группировки боевиков ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация - прим.ред.), где местному музею удалось сохранить лишь некоторые экспонаты. Был разграблен Музей фольклора в Дейр-Атие, откуда исчезла обширная коллекция старинных пистолетов и холодного оружия.
Музей в Хаме потерял арамейскую золотую статую восьмого века.
Война повредила также и большое количество исторических зданий по всей Сирии. Минарет мечети Омеййадов в Алеппо одиннадцатого века рухнул после попадания в него артиллерийского снаряда. Цитадель, которую теперь занимает Сирийская армия, была повреждена при игиловцах, а древние пещерные базары сожжены до пепла.
Айдар Хайрутдинов