Саудовская Аравия вступила в эпоху перемен. Часть 2: Что будет с ваххабизмом?
Начало: Саудовская Аравия вступила в эпоху перемен
Саудовская Аравия никогда уже не будет прежней. Конечно же, в короткой интернет-публикации невозможно отразить и тысячной доли многоплановых и разнонаправленных внутренних процессов, которые происходили в Саудовской Аравии на протяжении последних десятилетий. Поэтому говорить о серьезном анализе ситуации не приходится.
Перед нами стоит более простой вопрос: что станет с государственной идеологией королевства, с так называемым ваххабизмом, если наследному принцу Мухаммад бин Салману (МБС) удастся завершить начатое или, хотя бы, серьезно продвинуться на пути реформ?
Сперва нужно понять, кто вдохновил МБС к таким решительным шагам по переустройству жизни в КСА. Ответ однозначный – его отец, действующий правитель страны король Салман ибн Абдул-Азиз. Именно этому весьма пожилому человеку принадлежит идея стратегического рывка в будущее под названием Vizion 2030 (Видение 2030). Прозорливости короля, родившемуся в далекой первой половине прошлого века, следует отдать должное: с высоты прожитых лет он как нельзя лучше представляет какой должна стать Саудовская Аравия, чтобы выглядеть достойно, как минимум в первом веке нового тысячелетия.
Идея Видения 2030 пришла к королю Салману ибн Абдул-Азизу не только как способ обеспечения благополучного будущего для королевства, но и как повод для преодоления массы самых серьезных, системных социально-экономических и идеологических проблем, с которыми КСА – ее правящей династии и ее подданным – пришлось столкнуться в течение прошедших десятков лет.
Одна из них – взрывоподобный экспорт ваххабитской доктрины за границы Саудовской Аравии, начавшийся в последнее двадцатилетие прошлого века. Если учесть, что Салман ибн Абдул-Азиз взошел на престол только в 2015 году, то он имел много лет, чтобы наблюдать за происходящим в этой сфере. А происходило следующее: Саудовская Аравия стала единственным крупнейшим источником финансирования фанатичных интерпретаций ислама и распространения своей идеологии в разные уголки мусульманского мира: Пакистан, Афганистан, Босния, Малайзия, Индонезия, Индия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, и даже Россия. По признанию адъюнкт-профессора политологии Университета Сан-Диего (США) Вали Насра, не было другого государства, которое тратило бы столько денег на «обеспечение консерватизма и фанатизма среди мусульман».
Конечно, саудовцы не просто так решили финансировать сеть религиозных медресе по всему мусульманскому миру, в которых в головы учащихся вкладывались радикальные и террористические идеи. Во-первых, на дворе шла Холодная война, а во-вторых, американцам удалось втянуть Советский Союз в безнадежную афганскую авантюру, которая, во многом, стала причиной краха самой прогнившей сверхдержавы. Соответственно, нужно было поднимать мусульман на джихад и за этим тоже стояли США. И самым подходящим для Вашингтона партнером в создании джихадистского цунами, конечно же, была Саудовская Аравия. Почему? Потому что именно Соединенные Штаты курировали создание Саудовской Аравии, то есть налицо теснейшие исторические связи. Кроме этого, как говорит Наср: «Американские нефтяные компании обеспечили возвышение семьи Сауд, обеспечили господство семьи Сауд над Саудовской Аравией».
С этой целью и создавалась сеть финансируемых из КСА медресе для борьбы против Советского Союза в Афганистане и, попутно, в Пакистане. Таким образом, США ответственны за актуализацию и экспансию ваххабизма, который использовался как способ создания эффективной партизанской армии с очень четкой антикоммунистической идеологией. Но откуда было набрать столько учителей-ваххабитов? Конечно, в Саудовской Аравии, а где еще?
Форма интерпретации ислама, которая исторически присутствовала в Саудовской Аравии была самой подходящей для того, чтобы легко переориентировать ее на соответствующие цели, выгодные для США. Ваххабизм крайне суров, буквалистичен, аскетичен, не признает полутеней, деля мир только на черное и белое. Это крайняя форма религиозной ортодоксальности, которая только существует в мусульманским мире. Не зря же последователей Ибн Абд аль-Ваххаба называли пуританами ислама. Между прочим, внешний мусульманский мир, особенно никто за пределами Аравийского полуострова, никогда не разделял такой примитивной интерпретации ислама. Однако это никак не помешало создать в КСА условия для взрывного качественного и количественного усиления ваххабитского дискурса. Ибо на то был заказ.
Да, именно по «заказу» из-за океана была подготовлена и началась экспансия ваххабизма, логично переросшего в т.н. «исламский терроризм», с которым те же США (заказчики), в определенный момент решили бороться и обрушились на Ближний Восток. Перед нами идеальный пример многоходовой комбинации, гениально спланированной и рассчитанной на годы вперед. Это легко сделать, когда имеешь дело с фанатичными, ограниченными и банально глупыми людьми: нужно только воодушевить их священной целью, и они станут послушной игрушкой в руках манипуляторов и своими руками будут таскать для них каштаны. И продолжают таскать.
Думаю, будущий король Салман ибн Абдул-Азиз прекрасно осознавал, какую негативную роль сыграл саудовский ваххабитский истеблишмент не только в развитии самой страны, но и в создании ее негативного образа, как перед остальными мусульманами, так и перед всем миром вообще. А после событий 11 сентября 2001 года уже никто не сомневался, что Саудовская Аравия – это угроза для всей планеты, для всего прогрессивного человечества.
В свете сказанного выше, интересны слова наследного принца Мухаммада ибн Салмана: «мы распространяли его [ваххабизм] по всему миру, потому что этого хотела Америка». Как такое возможно? Наследный принц еще не появился на свет, когда экспансия ваххабизма была запущена, и он был неразумным ребенком, когда она осуществлялась во всю мощь. Он не мог знать об этом, и не узнал бы, если бы его не просветил его венценосный отец. А это означает, что король Саудовской Аравии не является сторонником засилья ваххабизма.
Поэтому не нужно удивляться тому что в Саудовской Аравии началось тотальное наступление на т.н. «ваххабизм»: на его влиятельных проводников в массы, на его инфраструктуру, медиа, финансовые источники и прочее. С таким балластом королевство Саудовская Аравия попросту не способно занять достойное место в грядущем мире. Здесь нужно выбирать: либо продолжать тешить самолюбие и фанатизм клерикалов, намертво застрявших в ментальном гетто, либо попросить их подвинуться, ибо времена изменились и обществу нужно развиваться, чтобы не обнаружить себя на задворках цивилизации.
Думаю, именно эта идея заключается в словах наследного принца Мухаммада ибн Салмана о его намерении вернуть «умеренный ислам». Не думаю, что произойдет отказ от ваххабизма и его списание. Возможно, ваххабизм тоже может быть разным: как непримиримо-фанатичным, так и умеренно-либеральным. Все зависит от того, какие шейхи создают повестку дня. А точнее – от того, каким шейхам будет позволено этим заниматься.
Первые шаги уже сделаны. Например, финансирование деятельности по поддержанию ваххабизма отныне будет осуществляться теперь не правительством из бюджета, а саудовскими фондами, т.е. на частные деньги. А частные денежки любят счет и не будут растрачиваться на поддержание имиджа самовлюбленных святош.