Шариатские меры веса: Мискаль
В предыдущей статье речь шла о весовом и монетарном дирхаме. Следующая мера веса, широко использовавшаяся с мусульманском мире это мискаль. Согласно Корану, используется для определения веса любой вещи: «Если найдется нечто весом [мискаль] с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!» (21:47). В богословских трудах, говоря терминами факихов мискаль — это мера веса, подобная дирхаму, причем последний равен семи десятым мискаля. То есть один дирхам равен 0,7 мискаля. Если принять один мискаль равным весу ста зерен пшеницы, тогда один дирхам окажется равным весу семидесяти зерен пшеницы. Если принять мискаль за вес девяноста двух зернышек, то дирхам будет равен весу приблизительно 64-м зернышек.
Откуда пошла традиция приравнивания весового дирхама к семи десятым мискаля?
Некоторые исследователи полагают, что она восходит к греческим мерам веса. Возможно, само слово «дирхам» является заимствованием от греческого «драхма». Ибо в древности греки за основу мер веса взяли горчичное зерно, и в дирхаме было 4200 таких зерен. Кроме этого греки использовали меру веса, подобную нашему мискалю, которая была равна весу 6000 горчичных зерен. Они взяли за основу горчичное зерно, поскольку его вес не изменялся с течением времени или переменой места. Дирхам они приравняли к 4200 горчичным зернам, ибо самые точные и чувствительные весы могут показать разницу от 4200 и до одного горчичного зерна. Отношение между дирхамом и мискалем они привязали к отношению семи к десяти, поскольку, якобы, именно так соотносятся друг с другом одинаковые по весу и размеру куски серебра и золота. (Удельный вес чистого золота составляет 19,258, а чистого серебра - 10,844 грамм).
Не будем судить о том, верны или нет такого рода подходы, поскольку каждый из них допустим. И как бы там ни было, приравнивание одного дирхама к семи десятым мискаля является принятой в наших книгах по фикху данностью. Ислам не принес новых мер веса. Во времена пророчества Мухаммада (благословил его Аллах и приветствовал) вес дирхама и мискаля был известен каждому человеку, и не было разногласий в вопросе об их размере. Да и не должно быть разногласий в том, что является основой экономических отношений между людьми. Если бы такие разногласия имели место, то, например, нельзя было бы говорить о пяти оккийа или двухстах дирхамах при установлении размера заката. Законодатель, мир ему и молитва, вообще не упоминал о таких вещах, иначе он непременно выбрал бы из разных дирхамов один и установил бы его в качестве эталона. Но он не сделал этого. Следовательно, в эпоху пророчества не существовало разногласий относительно размера дирхама.
Эта истина является стихийно-спонтанной вещью, то есть естественно возникшей данностью, которая утвердилась силою неумолимых объективных условий человеческого бытия. Поэтому исламским ученым не пристало блуждать в тумане беспочвенных и бесконечных разногласий в том, что касается таких важных вещей. Я ни под каким предлогом не могу оправдать споры выдающихся ученых мужей, которые они ведут о таких очевидных и неизбежных вещах. Ведь меры веса не из тех вещей, которые разнятся в силу разногласий между учеными. Совершенно недопустимо оставлять подобные разночтения в книгах по фикху, в тех их разделах, которые говорят о различных позициях мазхабов по этому вопросу, равно как нельзя считать такие разногласия тем, что отличает мазхабы друг от друга.
Для того чтобы сейчас определить размер дирхама времен пророчества, нам следует оставить подобные разногласия и найти один единственный верный путь.
Наиболее известный современный египетский богослов досточтимый Ахмадбек ал-Хусайни, исследовав позиции исламских правоведов, пришел к следующему выводу:
«Правоведы утверждают: «В емкость, объемом пять четвертых от одного кубического астрономического локтя умещается вода, вес которой равен, весу пятисот ратлов пшеницы». Отсюда непременно следует, что в емкость объемом в одну четверть входит вода, равная по весу четырем ратлам пшеницы».
Один ратл пшеницы равен 128 дирхамам. Четыре ратла пшеницы равны 512 дирхамам.
Уважаемый устаз, чье имя было упомянуто выше, наполнил названный объем чистейшей водой; и в пересчете на использующийся в эти дни в Египте дирхам, туда помещается столько воды, сколько по весу равно пятистам дирхамам. В другой раз он наполнил его морской водой. В этом случае в емкость вошла вода, по весу равная пятистам тринадцати с половиной дирхамам.
Этот опыт неопровержимо свидетельствует о том, что между дирхамом, имевшим хождение в древности и дирхамом, использующимся в наши дни нет никакой разницы в плане его величины.
Дирхам, использующийся сегодня, (т.е. в начале ХХ века по григорианскому летоисчислению) в Стамбуле, Египте, Мекке и Медине равен весу 48-ми зерен пшеницы среднего размера. По решению османского правительства, этот дирхам равен 3,2073625 граммам.
Одно зернышко весит 0,050115 грамм.
Согласно российским имперским мерам веса один грамм равняется 0,234428 золотника.
Поскольку один золотник равен 4,2657 граммам, то один шариатский дирхам оказывается равным 0,751895 золотника.
Если вычислить соотношение граммов, золотников и шариатского дирхама, то можно определить величину заката в современных деньгах.
По шариату количество серебра с которого надлежит выплачивать закат (нисаб) равно двумстам дирхамам. В России, в пересчете на золотник, нисаб серебра равен 150,379 золотникам.
Иными словами, с чистого серебра, равного ста пятидесяти целым, тремстам семидесяти девяти тысячным золотникам, необходимо выплачивать закат.
(продолжение следует)
Айдар Хайрутдинов