Почему времени стало меньше?
В исламе существуют апокалиптические предупреждения о сокращении времени в конце времен. Вспомнить хотя бы хадис о том, как будет течь время во времена господства даджжала: день - как час, неделя – как день, месяц – как неделя и т.д.
В последние годы, а может быть и десятилетия, многие люди жалуются на постоянный недосып и связанные с этим проблемы. Объяснения этому находятся разные, например, стресс, вызванный сумасшедшим ритмом современной жизни, или, например, переизбыток информации, которая перегружает и без того уже напряженный мозг. Эти причины могли бы быть приняты, если говорить только об обитателях мегаполисов. Но проблемы касаются едва ли не всех людей, в т.ч. и обитателей негородской среды.
Возможно те из людей, которые в силу своего, скажем так, «сельского» образа жизни не страдают от недостатка сна или психологических перегрузок. Как ни крути, сказывается близость к природе и привязанность к естественным суточным циклам. Но жители села не меньше, чем городские обитатели страдают от недостатка времени. Итак, может быть, дело во времени, а точнее – в его недостатке? Но как такое возможно? В сутках ведь 24 часа, так было и сто лет тому назад, те же 24 часа мы имеем сейчас. Однако в последнее время с временем происходит что-то странное. Его недостаток у всех на устах. Каждый может вспомнить либо себя, жалующегося на недостаток часов в сутках, либо кого-то из своего окружения с теми же проблемами. Понятно, что взрослые полагают, мол, чем больше лет живешь – тем быстрее летит время. А как объяснить жалобы подростка-школьника на нехватку времени? Время летит для всех нас, точнее – пролетает так, что… неделя проживается как один день. Давно ли мы встречали новое тысячелетие, в глянь-ка – на дворе уже пятнадцатый год новой эры…
Что происходит со временем?
Вопрос о непостоянстве времени являлся предметом философского осмысления. Например, русский философ А. Ф. Лосев ровно сто лет тому назад писал, что время в том виде, в каком оно дается людям в живом опыте, характеризуется неустойчивостью, что время неоднородно, сжимаемо, расширяемо, совершенно относительно и условно. Ученый заявил прямо: «... С 1914 года время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалипсические ожидания объясняются именно сгущением времени...». Современная наука пошла еще дальше и в свете последних ее достижений подозрение о нехватке часов в сутках выглядит не столь уж фантастичным. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что время – это не объективная реальность, но некое ощущение, зависящее от психического состояния человека.
Интересна гипотеза, выдвинутая академиком В. И. Вейником, который ввел в научный оборот термин «хроносфера». Хроносфера обозначает временное поле планеты, которое управляет скоростью превращения прошлого в будущее. Пока это лишь гипотеза, но практика подтверждает, что у каждого из нас есть своя хроносфера. Многие вспомнят, как засыпали в общественном транспорте, когда, например, автобус трогался от предпоследней остановки, а на следующей уже нужно было выходить. Засыпаешь незаметно и видишь сон, а во сне происходит столько событий «в нормальном режиме времени», как на яву. События во сне занимают не секунды и не минуты. Может пройти полжизни. Просыпаешься с ужасом – уж точно проехал свою остановку, возможно, уже оказался на другом краю города… ан нет, автобус едва отъехал от предыдущей остановки…
Итак, время – психическое явление. И оно стало сокращаться. Согласно последним исследованиям современные сутки длятся 18 часов, тогда как во времена наших дедов их было 24 полновесных часа.
Это означает, что мы ежесуточно теряем по 6 часов. Вот почему нам не хватает времени ни для дел, ни для того, чтобы выспаться. Фактов, указывающих на сокращение суток достаточно. В Интернете можно найти достаточно объективные описания того, как в наши дни ощущают себя люди, которые по роду своей деятельности повторяют некие эталонные действия, которые совершались на протяжении веков. Говоря проще, совершая одно и то же действия, древние успевали его закончить, а современный человек не успевает. Например, монахи, которые проводят ночи в молитве. Согласно монастырскому уставу они должны прочесть определенное количество молитв в определенный отрезок времени. И если раньше монахи успевали в ночные часы прочитать заданное число молитв и даже успевали отдохнуть до восхода солнца, то теперь, при том же самом количестве молитв, монахам не хватает ночи, чтобы успеть их закончить!
Итак, времени у нас стало меньше. Что делать с тем, что от него осталось – решать каждому из нас. Проводить ли его в молитве или в развлечениях… На то оно и называется «Ахыр заман», чтобы каждый человек имел возможность предъявить Аллаху то, что для него дороже всего.
Айдар Хайрутдинов