Несостоявшийся проект: Российский шариатский журнал. Часть 2
Несостоявшийся проект: Российский шариатский журнал. Часть 1.
Из татарских религиозных деятелей активно и последовательно занимался этим вопросом Муса Джаруллах Бигиев. Начиная с 1909 г., М.Бигиев регулярно печатал статьи о необходимости и актуальности создания подобного журнала на страницах газеты «Вакыт». После получения известия о выходе в свет упоминавшегося выше сборника «Мунтахаб аль-Масаиль» он обратился с письмом в комиссию графа Палена с вопросом, когда названный труд дойдет до мусульман внутренней России. Что касается подготовленного для туркестанских мусульман руководства по шариату, - «Мунтахаб аль-Масаиль», - то Бигиев охарактеризовал эту компиляцию как крайне неудачную, неглубокую и оскорбляющую религиозные чувства мусульман. Он также выразил намерение подвергнуть жесткой критике постатейно все выкладки, содержащиеся в названном сборнике.
В свете выше перечисленных фактов становится ясным, что редактор журнала «Шура» Р.Фахретдинов не на пустом месте предложил именно Мусе Бигиеву заняться подготовкой к изданию мусульманского журнала под уңе известным названием «Әхкям шәргыя мәҗмугасы». Муса Бигиев принял это предложение и, исполняя рекомендации Р.Фахрутдинова, а также осознавая важность поставленной перед ним задачи, написал в качестве вступления к журналу по шариатским нормам труд «Кавагыйд фикъhия» (Правила законотворчества).
В этом 240 - страничном сочинении наряду с сотней правил, взятых из уже упомянутого турецкого журнала «Маджалла ахкям-и адлия», изложено 201 правило фикха со ссылками на айаты Корана и иные ветви фикха. В письме, которое М.Бигиев отправил в адрес «Шура» из Киева, он признавал, что данный труд, не будучи подготовленным заранее, не лишен недостатков. В частности, он отмечает непоследовательный характер изложения в нем материала. Муса Бигиев выразил надежду, что в дальнейшем на страницах шариатского журнала сможет более полно, планомерно и последовательно освещать вопросы фикха.
Что касается работы по проекту журнала «Әхкям шәргыя мәҗмугасы», то М.Бигиев неоднократно выступал на страницах печати с обращением к российским мусульманам, и призывал их активно подключиться к обсуждению и формированию концепции журнала. Но в ответ он не получил ни одного предложения. Такая ситуация была предсказуема: еще в 1910 г. журнал «Шура» указывал, что религиозные деятели удовлетворены традиционной литературой по фикху, что стало ясным еще в ходе упомянутого апрельского заседания Оренбургского Духовного собрания 1905 г. Это позволило М.Бигиеву заявить, что журнал будет издаваться таким, каким его представляет он сам: «одно из двух: или пиши сам, или прими предложенное!».
Вновь вопрос о журнале по шариату был поднят во время Съезда улемов, состоявшегося 18-27 июля 1917 г. В преамбуле части, касающейся проблемы шариатского журнала прямо говорится, что в мусульманском праве, которое, в силу сложившихся обстоятельств, целиком находится в руках имамов, накопилась масса вопросов и противоречивых подходов. Совершенно естественным делом стали ф
акты, когда по одному вопросу могут быть вынесены несколько противоречащих одно другому шариатских постановлений. Исходя из этого Съезд выступил с очередной инициативой по созданию шариатского журнала, включающего в себя все течения суннитского ислама, что делало бы его приемлемым для мусульман всей империи: Туркестана, Кавказа, Крыма. Было решено сообщить о данном проекте в шариатские суды этих краев. При получении согласия предлагалось направить с мест делегатов для участия в организации журнала в качестве членов редколлегии. В случае отказа предполагалось при подготовке журнала основываться на традициях и нормах мусульманского законотворчества Срединной России (Уфа).
Съезд разрабатывал два варианта выпуска журнала. По первому варианту журнал для мусульман России предполагалось выпустить уже через 2-3 года. По второму варианту (здесь речь шла о шариатском журнале для мусульман всего мира) на подготовку издания отводилось 20-30 лет. Принимая во внимание крайнюю актуальность такого издания, Съезд принял решение сосредоточить усилия на первом варианте. Муса Бигиев был включен в состав оргкомитета по подготовке журнала наряду с такими деятелями, как муфтий Галимджан Баруди, кадий Ризаэддин Фахреддинов, богословами Хасан-Гата Габяши, Зыяэддин аль-Камали и др. Было также решено включить в состав редколлегии по одному представителю от Туркестана, Крыма, Казахстана и Кавказа.
Однако события, начавшиеся в России с осени 1917 г. не позволили этому проекту воплотиться в жизнь.
Айдар Хайрутдинов