Ливийские племена отвергают иностранное вмешательство
В июле стало ясно, что президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси поддерживает Ливийскую национальную армию (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара на востоке Ливии. Он принял делегацию из полудюжины старейшин ливийских племен, которые должны были одобрить его заявление от 23 июня о том, что он направит египетские войска в Ливию, когда сочтет это необходимым.
Сейчас я не буду говорить о том, что параллельно Египет получит еще один, на этот раз самый настоящий боевой фронт противостояния с Турцией, которая ведет в Ливии свою политику, поддерживая Правительство национального согласия.
Дело в том, что если Египет введет войска в Ливию, то он может столкнуться с сопротивлением и со стороны ливийских племен. Казалось бы, на встрече с Ас-Сиси старейшины племен положительно отозвались об этой возможности, подчеркнув, что Ливия и Египет – одна страна, и их судьбы связаны между собой. Это хорошо организованное мероприятие, проведенное под лозунгом «Египет и Ливия: один народ и одна судьба» закончилось тем, что египетские официальные лица, включая президента, получили то, что они считают «народным мандатом» ливийских племен, который они предоставили Каиру, чтобы тот мог начать действовать.
Однако встреча не обошлась без нечестных приемов. Как пишет д-р Мустафа Фетури, в официальных СМИ появилась информация о том, что среди членов прибывшей на переговоры с Ас-Сиси делегации был и внук Омара Мухтара, которого в народе прозвали Львом пустыни, за его подвиги на поприще руководства вооруженной борьбой ливийцев против итальянских захватчиков в 1923-31 годах был. Это был еще один способ придать легитимность потенциальному вмешательству Египта в дела Ливии. Однако выяснилось, что у легендарного ливийского лидера антиитальянской борьбы 1920-х годов не было детей. Даже его приемный сын Мохаммед умер бездетным в 2018 году. «Использование имени великого человека в этом контексте было явно дешевой попыткой египтян продать программу ас-Сиси в Ливии как широко принятую ливийским народом», - отмечает д-р Фетури1.
Возможно, Ас-Сиси не совсем хорошо представляет, во что может ввязаться, поскольку выстраивание отношений с племенами, многие из которых не признают над собой никаких законов, кроме законов выживания в пустыне, дело крайне сложное, особенно для иностранца. Да, на встречу к Ас-Сиси приехали определенные племенные деятели. Но насколько они были представительными, и какие полномочия на самом деле имеют племена в Ливии сегодня?
Племена являются одной из основных единиц ливийского общества и всегда могут быть политически активными, в зависимости от сложившейся ситуации и руководства страны. Их власть и участие в политических делах во многом зависят от навыков политического руководства того времени. Например, во время итальянской оккупации Ливии, с 1911 года и до конца Второй мировой войны, племена играли решающую роль в сопротивлении. Их местные лидеры организовывали бойцов и отправляли их на передовую линию, что объясняет, почему большинство крупных сражений против итальянских захватчиков были репрезентативными для большинства племен. Это действительно были национально-освободительные бои, которые ливийцы помнят с большой честью и по сей день.
После обретения независимости в 1951 году политическая роль племен стала существенно важной для социальной стабильности, помогая национальным властям создавать государственные институты. Король Идрис удержался у власти благодаря компромиссам племен ради единства Ливии, а не ради самого короля.
Когда Муаммар Каддафи и верные ему офицеры, свергнув короля, пришли к власти в 1969 году, племена оказались в фокусе внимания новой власти. Каддафи не оспаривал присущую им роль важнейшей внутриполитической силы. Его глубокое знание племенной социальной структуры Ливии позволило ему самого начала очень умело и эффективно использовать племенной фактор. Достаточно взглянуть на структуру созданного им Совета революционного командования – органа управления страной. В Совет вошли делегаты почти от всех крупных и значимых племен. Подобное представительство гарантировало Каддафи немедленную общественную поддержку по всей Ливии, поскольку городское население также являлось, в своей основной массе, выходцами из племен.
Каддафи вел себя с племенами очень аккуратно и почтительно: он поддерживал активные племенные контакты, посещая разные племена в разное время, встречаясь с их лидерами и внимательно выслушивая их мнения. Он никогда не отворачивался от престарелых вождей и знал детальную племенную структуру страны; он знал, как и когда использовать племенную карту. Поэтому стоит ли удивляться, что, когда в 2011 году, НАТО начала военную интервенцию в Ливию, племена защищали Каддафи до последней минуты.
После Каддафи племенное единство Ливии серьезно пошатнулось, их политическая роль уменьшилась, единый племенной фронт был раздроблен из-за различных факторов, прежде всего иностранного вмешательства в ливийское общество. Внешние игроки сделали ставку на подготовку и возвышение отдельных племенных лидеров в угоду своим политическим интересам в Ливии. Так, с помощью денег и оружия, ливийские племена были разделены и противопоставлены друг другу, что внесло свою лепту в хитросплетения продолжающейся в стране гражданской войны.
Поэтому, когда Ас-Сиси принимал решение о военном вмешательстве в Ливии, ему следовало учитывать, что если одни племена его поддержали, то другие автоматически окажутся в противоположном лагере. Действительно, вожди племен, которые встречались с президентом Ас-Сиси, не являются ни представителями ливийских племен, ни достаточно могущественными, чтобы считаться с чем-либо. Как пишет г-н Фетури, один из присутствующих на встрече племенных лидеров, например, должен был представлять крупнейшее ливийское племя варфалла.
Однако этот персонаж был изгнан из своего племени еще в 2014 году. Отсутствие легитимности этого представителя было особо подчеркнуто Советом племени варфалла, который 19 июля отверг любое иностранное вмешательство, включая египетское военное присутствие на ливийской земле. И, самое неприятное для Ас-Сиси заключается в том, что уже на следующий день после встречи в Каире с представителями восточных (граничащих в Египтом) племен, тот же орган племенного самоуправления, провел свое более крупное совещание для большинства племен Западной Ливии, на котором были отвергнуты все формы иностранного вмешательства.
Сообщается также, что многие из племенных деятелей, которые встречались с египетским президентом, находились там из-за давления со стороны Халифы Хафтара, который крайне нуждается в военной поддержке со стороны Египта в восточной Ливии. К этому его вынуждает страх перед растущей военной ролью Турции в конфликте, которая уже спутала ему все карты. Более того, племена уже были обмануты Хафтаром, когда он, стремясь добиться управления всей Ливией, обещал племенам политические дивиденды. Племена не получили обещанного, они видят, что Хафтар отступает. В таких условиях насколько он может быть успешен в том, чтобы в очередной раз воодушевить вождей? А что касается Египта, то египетское военное присутствие в Ливии вообще оказывается маловероятным, если, конечно, египтяне смогут трезво оценить все плюсы и минусы нахождения в соседней стране, племена которой уже заявили о неприятии иностранного военного вмешательства.
Хафтару далеко до Каддафи, у него нет опыта консолидации племен под действенными лозунгами, у него отсутствует т.н. «племенной навык», т.е. знание племенной культуры выстраивания отношений. Зная все это, а также осознавая, что большинство ливийцев отвергают все иностранные державы, находящиеся в их стране, включая Египет, Хафтар втягивает своего соседа в опасную авантюру.
Айдар Хайрутдинов