• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Курдский вопрос: немного истории

Время чтения: 3 мин
5287

Сегодня может сбыться вековая мечта курдов о создании курдского государства. Но каковы будут события, вызванные возникновением этого нового государства в этом истекающем кровью регионе мира? В то время, как одни эксперты предупреждают о грядущем росте напряженности, другие напрямую пророчат о неминуемом начале новой ближневосточной войны.

Заглянем в историю курдского вопроса, чтобы понять причины происходящих на наших глазах событий. В не столь уж отдаленном прошлом земли, где испокон проживали курды, входили в состав сефевидской Персии. Так продолжалось до 16 века, пока в 1514 году турки-османы, возглавляемые султаном Селимом I, не разгромили сефевидскую армию под командованием шаха Исмаила I году в Чалдыранском сражении. В результате, большие территории Персии отошли к Османской империи. Вместе с ними отошли к османам и курдские земли, за исключением тех из них, которые остались за Персией. Именно в те годы и берет начало история турецко-курдских взаимоотношений.

Присоединение курдских земель к Османской империи прошло достаточно мирно. Это было время мирного сосуществования двух народов без каких-либо межэтнических конфликтов. Возможно, это было вызвано тем, что курды были суннитами, а сефевиды – шиитами, поэтому турки, также являвшиеся суннитами, выглядели для курдов освободителями. Последние, т.е. курды, даже рассчитывали на то, что конфессиональное единство с турками поможет им наладить благополучную жизнь и процветать. Период относительного покоя продолжался вплоть до 19 века, когда на его исходе возникло первое политическое курдское движение, которое называлось «Партия союза и прогресса». С момента своего образования в 1889 году, партия стала руководствоваться идеями курдского национализма.

Далее в 1908 году была создана еще одна курдская политическая партия под названием «Общество развития и прогресса Курдистана», а сразу за ней сформировалось общественное движение «Общество распространения курдских наук». Исследователи называют этот период времени, продолжавшийся с 1889 по 1908 год «золотым веком» курдов Османской империи. Именно в эти годы курдская элита смогла воспользоваться вовлеченностью турков в войны на европейских театрах военных действий и. обратив это в свою пользу, достигла выдающегося успеха, в лице создания проекта «Гражданское государство турецких курдов».

Распад Османской империи позволил курдам начать вооруженную борьбу за национальную независимость. Курдские восстания оказали влияние и на содержание ряда статей Севрского договора 1920 года, которые провозгласили создание на землях бывшей Османской Империи государства курдов - Курдистана. По оценке выдающегося татарского религиозного и общественного деятеля Мусы Бигеева Севрский договор представлял собой официальный документ об уничтожении одним ударом турецкого государства и Халифата, об аннексии и разделе территорий Турции. По его словам, это был «документ о политическом, экономическом и социальном порабощении». Однако столь печальные результаты относились к туркам, а не к курдам, которые воспряли духом и усилили борьбу за свою независимость.

Однако вскоре коса движения за независимость курдов нашла на камень движения, начатого группой молодых активных турков во главе с Мустафой Кемаль-пашой. Они возглавили командование турецкой армией и нацелили ее на завоевание независимости для Турции. Так начался новый этап в турецко-курдских отношениях. Мустафа-Кемаль, который позже стал называться почетным именем Ататюрк, хорошо знал об устремлениях курдов и поэтому смог легко превратить их в своих союзников, пообещав реализовать все их требования. Благодаря своей армии и поддержке в лице курдов, Ататюрк изгнал из страны всех захватчиков. Среди них были традиционные оккупанты англичане, греки и даже арабы.

После обретения независимости глава новой Турции Кемаль Ататюрк взял власть в свои руки и распределил важнейшие государственные чины между своими соратниками. К тому моменту Севрский договор уже утратил свою силу и действовали условия Лозаннского мирного договора, согласно которому, турки признали права лишь за религиозными меньшинствами. Курды в этот список не попали, поскольку были суннитами. Апеллирование к братству в вере в тот момент позволило туркам обойти острый вопрос о выполнении договоренностей и предоставлении курдам независимости. Боле того, курдам было запрещено демонстрировать свою национальную самобытность, разговаривать на родном языке и носить национальную одежду.

Продолжение следует...

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle