• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Борьба мусульманских женщин за мир

Время чтения: 5 мин
1238

Глобальный консультативный Совет-Шура мусульманских женщин опубликовал интересный доклад под названием «Борьба мусульманских женщин за мир».

Документ, с одной стороны, отражает существование серьезной общественной активности мусульманских в мировом масштабе, а с другой – определенные аспекты содержания их деятельности. При этом, важно учесть, что доклад создан женской мусульманской организацией, действующей в стране, где ислам и мусульманство не являются традиционными институтами. Впрочем, в США, о которых и идет речь в этом случае, традиционными являются только коренной народ – индейцы и их культура.

Конечно, сам факт существования подобной женской мусульманской организации в стране далекой от мусульманского мира, а также ее политика, стратегия и направления деятельности, несомненно достойны внимания и изучения. В этом свете, упомянутый доклад будет интересен, как минимум, для тех, кто занимается гендерной проблематикой в исламе, изучает общественную активность мусульман и их организаций. Знакомство с его содержанием позволит получить представление о том, чем живет мусульманский мир в его женском преломлении, какие проблемы он ставит, исследует и решает, а также чем он отличается от мира российского ислама, или схож с ним.

Дело в том, что в прошлом мусульманские женщины Российской империи, представительницы татарского народа, наиболее многочисленного среди всех других коренных народов огромной страны, имели активную социальную позицию, успешно занимаясь такими сферами жизни российской уммы, как просвещение женщин, их образование, воспитание, литература и журналистика. Подобная деятельность наблюдается и в наши дни. Масштабы, конечно же не те, что в прошлом, ибо возможности крайне ограничены, и прежде всего – материальные (где вы, татарские меценаты?). Однако мусульманки-энтузиасты, движимые силой своей веры и любовью к Исламу, вносят свой посильный вклад в духовное и интеллектуальное развитие женского мира современной российской уммы.

Ниже будет приведен краткой обзор упомянутого документа, который, не только интересен, но и, возможно, будет полезен как для отдельной взятой российской мусульманки, расширяя ее кругозор, так и для женских мусульманских организаций нашей страны в плане расширения масштаба важнейшей деятельности, которой они занимаются. Всякий желающий может познакомиться с оригиналом документа здесь1.

Начнем с создателя доклада. Он представлен Глобальным консультативным Советом-Шура мусульманских женщин (The Global Muslim Women’s Shura Council). Организация представляет собой глобальный и инклюзивный совет мусульманских женщин-ученых, активисток и специалистов. Совет стремится связать исламские принципы с наиболее насущными проблемами общества и разработать целостные стратегии для создания позитивных социальных изменений. Получить больше информации о Глобальном консультативном Совете мусульманских женщин можно посетив ее интернет-страничку.

Глобальный консультативный Совет мусульманских женщин (Совет-Шура) действует в рамках материнской общественной организации Исламская женская инициатива в духовности и равенстве (Women’s Islamic Initiative in Spirituality and Equality (WISE), созданной в США в 2006 г. В свою очередь, WISE была создана госпожой Дейзи Хан, – соучредителем Американского общества и исполнительным директором Американского общества мусульманского прогресса (American Society of Muslim Advancement (ASMA).

ASMA представляет собой некоммерческую организацию, занимающейся укреплением американской мусульманской идентичности и наведением мостов между мусульманской общиной и общественностью посредством диалога в области веры, идентичности, культуры и искусства.

Проект WISE является одной из двух запущенных Дейзи Хан внутриконфессиональных программ, призванных стимулировать движение активистов среди двух обездоленных составляющих мусульманского мира: молодежи и женщин. Вторая программа называется Мусульманские лидеры завтрашнего дня «Muslim Leaders of Tomorrow» (MLT). Обе программы направлены на расширение прав и возможностей мусульманских женщин и молодежи развивать лидерство, приверженное социальной справедливости и вещающее на мусульманскую общину авторитетным, гуманным и справедливым голосом. По большому счету, эти программы призваны придать приоритетное значение улучшению отношений между мусульманами и Западом и улучшению положения мусульманских женщин и молодежи.

Теперь перейдем к обзору доклада «Призыв Против Насилия. Борьба мусульманских женщин за мир».

Во вступительной части доклада изложена главная проблема, ставшая причиной его создания. Здесь акцент делается на том, что, в то время как исламское учение стремится объединить людей, чтобы создать гармонию, сотрудничество, коллективные достижения и процветание, насильственный экстремизм (violent extremism), практикуемый некоторыми маргинальными мусульманами, разрушает личность, семью и общество, не позволяет людям полностью реализовать свой социальный и духовный потенциал. Обращается внимание на тот факт, что масштабы насилия в общественном дискурсе, связанном с Исламом, не имеют себе равных. Насильственный экстремизм порочит имя и репутацию Ислама во всем мире, распространяя грубые искажения Корана и примера пророка Мухаммада (ﷺ).

Доклад Совета-Шура, по сути, направлен на утверждение той истины, согласно которой Ислам выступает за мир, согласие и ликвидацию всех форм насилия, включая насильственный экстремизм и насилие, совершаемое во имя религии.

Первая часть доклада называется «Насильственный экстремизм противоречит Священному Корану». Здесь обращается внимание на тот, что чтение различных отрывков Корана в отрыве от контекста позволяет некоторым людям толковать его предвзято и однобоко. Чтобы избежать этого, Коран следует читать в целом, не отрываясь от контекста, держа в уме исторические обстоятельства, в которых были ниспосланы те или иные аяты, которые ниспосылались в течение двух продолжительных периодов времени. С этой точки зрения, аяты Корана делятся на те, которые были открыты в Мекке, и те, которые были открыты в Медине.

В следующей главе отражены исторические особенности мекканского этапа в жизни пророка Мухаммада (ﷺ). Авторы пишут: «аяты Корана, явленные в этот период, признавали право на самооборону в случае совершения проступка. Однако эти аяты не давали мусульманам разрешения применять силу. Вместо этого Коран повелел им терпеливо терпеть и прощать беззаконников».

Далее представлены некоторые особенности призыва к Исламу мекканского периода. Отмечается, что он был более продолжительным, чем в мединский период пророчества, что он предполагал ненасильственное сопротивление преследованиям. Призыв той поры принимал форму: а) сначала тайной, а затем публичной проповеди своей веры; б) освобождения рабов, которые имели в) эмиграция в Абиссинию, а затем – в Медину. Акцент делается на том, что Пророк послал первых мусульман на запад, в христианскую империю Абиссинию (ныне Эфиопия), обещав им, что там они найдут безопасность. «Он не посылал их с вестью о войне или завоевании», - пишут авторы доклада.

Этот фрагмент интересен тем, что важнейшую правду о джихаде, давая одураченным многовековой исламофобией людям возможность выйти из плена искусственно навязанных стереотипов, согласно которым джихад – это только война, причем любая, которую мусульмане ведут против не-мусульман.

Продолжение следует...

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle